Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб., 1904. С. 103-196.).

Этот процесс закончился в целом к XI веку, когда Князь мира сего вышел из своего тысячелетнего заточения: началось его открытое правление - инквизиция, крестовые походы, расколы...

Занятно, что рериховцы, обычно столь склонные к аллегорическим, символическим толкованиям, тут вдруг предпочитают толкование самое буквальное. Действительно, в Откровении (см.: 20,7) говорится о тысячелетнем пленении сатаны во время тысячелетнего царствования Христова. Это место понималось в истории библейской герменевтики двояко.

Были течения, считавшие, что тысячелетнее царство будет после Второго пришествия Христа и после поражения антихриста (так полагает святитель Ириней Лионский, а также современные "хилиасты" - адвентисты и "свидетели Иеговы"). Казалось бы, раз О. Стукова считает, что и после поражения антихриста история и - соответственно - отсчет календарных лет будут продолжены, - она должна придерживаться именно этой классической хилиастской схемы. Но вдруг оказывается, что у нее время "тысячелетнего пленения сатаны" уже прошло.

Есть и другая концепция, собственно православная: тысячелетнее Царство Христа на земле осуществляется в рамках истории и оно охватывает время от Воскресения до Второго пришествия. Царство Христово - это воцарение Христа в душах тех людей, которые признают Его своим Господом: "Царствие Божие внутри вас есть" (Лк.17,21). Цифра же 1000 здесь - чисто символическая, означающая огромность срока и его полноту. Впрочем, блаженный Августин полагал, что такое, сокровенное, Царство Христово на земле продлится до 1000 г. от Р.Х. Но он-то, живший в пятом веке, то есть посередине христианского тысячелетия, считал, что с истечением календарной тысячи лет кончится и вся история.

И вот новая концепция: Христос уже царствовал на земле. Его царствование нисколько не помешало Церкви забыть и исказить Его заветы. Но в XI столетии Христос почему-то окончательно утратил контроль над течением событий. Уже 1000 лет длится царство сатаны... Тут уж я обращусь к О. Стуковой: "В каком же аду обитает Ваша несчастная душа, Ольга?!"

В число церковных иерархов входило все больше явных или бессознательных слуг Князя. Святые и праведники стали подвергаться гонениям иногда еще более изощренным, чем в первые века: началась Битва в сфере духа. Обличители, такие, как Лев Толстой, ярко вскрывший процесс деградации Церкви, немедленно предавались анафеме891... Конечно, новые