советской власти?".897
С точки зрения богословия - это очень опасно: видения, относящиеся ко временам борьбы Агнца и антихриста, проецировать в гражданскую историю. Опасно апокалиптическое будущее объявлять уже прошедшим и сбывшимся. Ведь желание о. Георгия увидеть в годах военного коммунизма пятую Чашу Апокалипсиса ставит его перед вопросом: а когда же и над кем были вылиты предыдущие четыре Чаши? Кроме того, опасно подкраивать Апокалипсис к судьбе одной страны: все же Апокалипсис - это книга не о судьбах России, а о путях Вселенской Церкви.
С точки же зрения исторической, именно годы военного коммунизма, которые о. Георгий считает с октября 1917 по март 1921, и которые представляются ему как "42 апокалиптических месяца", не были временем самых страшных гонений на Церковь. Лишь в феврале 1922 г. появляется Декрет об изъятии церковных ценностей и борьба с Церковью обретает системность. 19 марта 1922 Ленин пишет письмо с призывом к массовым расстрелам духовенства (в связи с событиями в Шуе). И уж, конечно, аресты и расстрелы духовенства в 30-х годах были более массовыми, чем в годы "военного коммунизма".
С другой стороны, и духовное сопротивление большевизму не прекратилось в Церкви с окончанием трехлетия "военного коммунизма". Непобежденные святые были в Церкви вплоть до конца 40-х годов. Неужели уже "побежденные святые" в мае 1927 года писали знаменитое Соловецкое послание "К Правительству СССР"? Неужели это был голос не "святой Руси", а "коммунистического СССР?
Слово "апокалипсис" слишком близко лежит к языку прот. Георгия. О чем бы ни зашла речь - все кончится одним: "Понятие о нынешней власти как об антихристовой позволяет применить к ней библейские и святоотеческие пророчества об антихристе... С каждым днем правления демократов жизнь становится все хуже. Поэтому можно предположить, что когда нестроения, вызванные ими, достигнут своего предела, жизнь станет нетерпимой, тогда-то придет избавление. Такое предположение соответствует учению Церкви об антихристе, согласно которому с каждым днем его власти будут расти бедствия, а затем, когда уже невозможно будет их терпеть, Господь явит Свою силу и победит врага... Будем иметь твердую веру в сию милость Божию, ибо о ней также прорекли святые; и если во всем злом, что произошло с Россией, их пророчества исполнились, то будем ли сомневаться, что они исполнятся и в добром?! Вот эти пророчества: "Россия воспрянет и будет материально не богата. Но духом богата" (преп. Нектарий Оптинский)..."898
Ну, во-первых,