в этом вопросе - прав.
Есть, впрочем, у меня и свой, сугубо частный довод, склоняющий меня к тому, что пространство истории еще не схлопнулось в антихристовом мраке. История кончится тогда, когда люди отупеют своими сердцами. Когда потеряется духовная жажда. Когда люди станут глухи к слову Евангелия. Когда тускло-равнодушные глаза будут смотреть на храмы, иконы, проповедников... Но я вижу глаза моих студентов в духовных школах и в светских университетах. Я вижу, как они распахиваются и загораются. И потому я убежден: нынешнее поколение русских людей не будет жить при антихристе. В них еще слишком много жизни и искренности. Они еще смогут побороться. И ради них Господь еще отсрочит последние события.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Церковь всегда живет в "последние времена". "Так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же".943 Вот только не надо из этого богословского факта делать вывод, будто поиск антихриста среди современников есть всегдашнее, нормативное занятие церковного человека.
К "последним" событиям христианин должен быть готов по строю своей души. Он должен быть трезв в оценке своей собственной готовности перейти порог времени и вечности (в конце концов личный "апокалипсис" у каждого из нас будет прежде "апокалипсиса" общего).
Но страшно разрушительно обратить свой критический взор наружу и начать в других людях выискивать "печати антихриста". Опасно клич о "последних временах" делать лозунгом своей социальной и церковной жизни. Духовно и душевно опасно счесть, будто "последние времена" требуют от меня немедленного разрыва общения с теми, кто не разделяет моей последней тревоги.
Себя и свою жизнь можно и нужно сопоставлять с апокалиптическими обличениями. Но надо ли под их громы и молнии подставлять жизнь других людей?
К себе полезно относить грозные слова Откровения о "теплохладных". Но полезно ли читать эти слова как характеристику, относимую к кому-то другому, а не лично ко мне? И уж точно неполезно видеть в них характеристику епископата...
Для меня написание этой книги - продолжение моей обычной апологетической работы. Просто поначалу мне казалось, что защищать Православие надо от атеистов. Потом стало понятнее, что гораздо опаснее нападки на нашу веру со стороны сектантов. Ну, а теперь выяснилось, что и из самой казалось бы церковной среды церковная жизнь может получать весьма увесистые удары.
Надеюсь, что это смещение полемических интересов лишь временное.
Но хрупкость церковного единства, готовность