Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

культуры. К сожалению, в России не было традиции философской культуры" (Игумен Вениамин (Новик). Не будем решать за Бога, что есть истина // Духовное возрождение: Информационно-аналитический журнал ассоциации "Духовное возрождение". М., 1998. № 1(14). С. 10). А будь философская культура у самого игумена Вениамина, то есть, говоря его же словами, умение отличать главное от второстепенного в христианстве - он бы не променял возможность совершать литургию на сомнительное удовольствие диссидирования с помощью "Московского комсомольца". Вот отношение нормального священника к Литургии: "Потомок изгнанных из рая Смотрю на синь сквозь облака. Иду по жизни, дни считая До литургийного глотка" (Свящ. Виктор Теплицкий. Осенняя свирель. Красноярск, 2000, с. 58). А до чего считает свои дни священник, отказавшийся от Литургии?

41 Лорентен Р. Предисловие. Мудрый взгляд на будущее // Лобье П. де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии. Минск, 1995. С. 6.

42 Лобье П. де. Указ. соч. С. 45 - 46.

43 Там же. С. 49.

44 Там же. С. 112.

45 Там же. С. 103.

46 Там же. С.105 - 106.

47 Там же. С. 112 - 113.

48 Святитель Григорий Богослов. К себе самому //Творения: В 2 т. СПб.,[1912]. Т. 2. С. 407

49 Цит. по: Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. М., 1995. С. 372.

50 Лобье П. де.. Указ. соч. С. 122.

51 Странно, кстати, что, когда я выразил свое несогласие с этой концепцией Лобье во время его публичных лекций в Москве, в газете "Православная Москва" появилась заметка с занятной критикой в мой адрес. Именно о моей позиции было сказано, что "эта эсхатология есть рецидив традиционно-израильского противления Святому Духу" (Игумен Варсонофий ([Хайбулин). Грядет ли благословенное время мира? // Православная Москва. М., 1996. № 32-33 [92-93]).

52 Так, авторитетнейший для иудеев рабби Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима в 132 г. и даже провозгласил, что Бар-Кохба и есть Мессия. Рамбам (Маймонид) пояснил: "Бар-Кохба действительно мог стать Мошиахом, если бы не совершил ошибки. Таким образом, можно считать, что рабби Акива не был не прав, Бар-Кохба просто не сумел реализовать имевшиеся у него возможности". (Полонский Пинхас, Китросская Мирьям. День плача, траура и поста // Лехаим. М., 1998. № 7 (75). С. 17). Из этого эпизода по крайней мере понятно, каким критериям должен соответствовать Мессия в иудаизме. Это не спаситель душ, но тот, кто дает власть еврейскому народу. Так это на его встречу предлагает Лобье выйти вместе с иудеями из Иерусалима?

53 Лобье П. де. Указ. соч. С. 109 - 110.

54 Подробнее см. об этом главу "Православие и католичество в опыте молитвы" в моей книге