Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Буддист не сорвет травинку, благословляя все, растущее и живущее на земле. Или вы против возрождения ламаизма? " - "Нет, нет, не против; любая вера сейчас, наверное, во благо. Только ламаизм - вера особая, вобравшая мудрость Степи""77. Конечно, вырывать сердца из груди живых людей - это идет "во благо человека". Ведь карма убитого, по ламаистским поверьям, от этого становится лучше.

А журналист из "Огонька", описав нравы каннибалов, живущих в Новой Гвинее, опять же считает нужным совершить жертвоприношение "духу терпимости". Рассказав, как и по каким мотивам племя каннибалов в 1961 г. съело Майкла Рокфеллера, сына тогдашнего губернатора Нью-Йорка (подобным же образом в 1770 г. каннибалы съели 20 моряков капитана Кука, высадившихся с корабля на берег в поисках воды), журналист заканчивает свой очерк: "Асматы. Мужественные, бесстрашные воины, гордые люди, не покорившиеся завоевателям. Да, с точки зрения белого человека, они коварны, вероломны и кровожадны, они не признают нашей морали и нашей жизни. И все же жаль, если цивилизация когда-нибудь уничтожит их самобытность"78.

Если читатель разделяет скорбь автора "Огонька" о том, что каннибализм может исчезнуть, а в результате наш мир станет чуть-чуть менее плюралистичным, - значит, он готов в жертву модной идее, в жертву идолу "плюрализма" приносить реальные человеческие жизни. Его богословское кредо: "Не все ли равно как верить!", - оказывается, предполагает: не имеет значения - чт( в меню у наших сограждан по планете: человечина или баранина. Конечно, - в чужую тарелку заглядывать неприлично...

Вот точно так же будет неприлично обсуждать различия между религиями и защищать христианство в мире антихриста. О приходе лжехристианского призрака предупреждал еще в прошлом веке Хомяков: "Мир утратил веру и хочет иметь религию какую-нибудь; он требует религии вообще".

За минувшие с тех пор сто с лишним лет ситуация изменилась: чувство безответственности, нежелание всерьез думать и выбирать лишь усилилось. Но сама религиозная жажда стала в людях сильнее. То, с чем флиртовали барышни прошлого века, на полном серьезе становится смыслом жизни современных людей. В течение многих десятилетий все самые модные идеологии говорили о том, что никакого "я" и никакой души нет: человек - это "совокупность общественных отношений", "место, где язык проговаривает себя", "эпифеномен подсознательного"...79 Человек стосковался по себе самому - и потому с такой готовностью откликается на возвещения религий о том, что он - есть. Человек