каким-то ядом, ядом паралича, который уничтожает самый нерв религии. За маской теософии скрывается дух небытия, как и за маской социал-демократической религии - уничтожение личности, ибо самое ненавистное для духа небытия есть лицо, и всеми силами они стараются разрушить это лицо миллионами личин, пролетающих перед нашими глазами. И вот одна из этих бесчисленных личин - это Теософическое общество, ложная церковь... Когда я читаю теософские книги, меня всегда это поражает: люди говорят вдохновенно, я вижу что они горят, но когда я начинаю думать об этом, то я вижу, что это - общие места. И теософия - это вдохновение общих мест. И думается: люди так оголодали, что бросаются на кору... Теософы, может, и добрые христиане, но тайны, куда их ведут, они не знают"85.
Тогда все сказанное философами не помешало секретарю Теософического общества М. Лодыженскому заявить: "Возможно быть истинным христианином и истинным теософом"86. Вскоре, правда, и он разобрался в том, сколько же фальшивок в теософской литературе, и написал "Мистическую трилогию", в которой показал несовместимость индийского духовного пути и христианского...87 Но и сегодня все больше становится людей, которые ищут "духовности" и не знают, куда же ведут их оккультные проповедники.
А ведут они к будущему, которое уже "было". Древняя языческая империя уже готова была включить Христа в свой официальный "пантеон" - наравне с богами и божками других племен (и статуя Христа действительно в конце III века появляется на некоторое время в римском Пантеоне). Те гонения были совсем не похожи на советские. Рим готов был терпеть христианство при условии внешней лояльности последнего. Рим ничего не имел против веры во Христа, он лишь требовал присоединить к ней и свое суеверие. Советская идеология как раз не требовала компромисса - она хотела именно уничтожить веру в Бога и во Христа. На этот раз, скорее,церковные иерархи предлагали гонителям римский вариант компромисса: мы будет христианами в храмах и советскими людьми вне них. Подобный компромисс возможен с государством, которое само не считает свои государственные церемонии религиозными. Но не так было в Риме: Римская империя относилась к себе с религиозной серьезностью. И христиан древности не устроил компромисс в вопросах религии. Они отказались от участия в государственных религиозных церемониях. В частности, - отказались от воздания божеских почестей императорам. Отказ от религиозного "плюрализма" оказался наказуем: империя вступила в трехсотлетнюю