уяснить, в каких отношениях будут Царство Христа и владычество антихриста. Продлится ли Царство Христово на земле до момента Второго пришествия Спасителя и окончания истории, или же оно будет изгнано с лица земли воцарившимся врагом? Можно ли считать, что и дни "апостасии" (отступничества), дни антихриста - тоже являются днями "тысячелетнего Царства Христова"?
Это вопрос о природе власти Христа, о сущности Его царства. Соответственно, это вопрос и о степени защищенности христианина Христом. Блаженный Августин поясняет, что "тысячелетие" Царствия Христова и "тысячелетие" заключения сатаны не совпадают - и после высвобождения сатаны Царство Христа продолжится в верных душах135. Ведь если и сейчас человек не может противостоять греху без помощи Божией, - то тем более не сможет он бороться без помощи Бога во времена, когда власть искушений окрепнет136. Более того - поскольку и враг будет сильнее, то и помощь, оказываемая Богом христианам, станет больше. А потому - "что же после этого мы в сравнении с теми святыми и верными, которые имеют быть в то время? Для испытания их получит свободу такой враг, с которым мы, когда он связан, боремся с великими опасностями!"137. Тут же138 блаженный Августин высказывает надежду на то, что даже миссионерство будет продолжаться в те последние три года: к Церкви будут приходить те, кто познает истинный лик антихриста и правоту библейских пророчеств о нем...139
Но для этого нужна будет такая решимость, такое умение мгновенно и навсегда переходить от неприятия и сомнений к служению и жертве... В этом смысл слов Спасителя: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (Мф. 24, 20). По изъяснению преподобного Ефрема Сирина, эти слова призывают нас к молитве о том, чтобы последние искушения не застали нас во время праздности (зима для крестьянина - время отдыха от работ, а суббота - день покоя) и во время духовного бесплодия140. "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни" (Мф. 24, 19). Душа, еще только недавно зачавшая от веры и еще не родившая добрые дела, еще не укрепившаяся в жизни во Христе, может утратить начатки веры. И если вера уже привела к первым, но еще слишком малым плодам - тоже велика опасность отречения и предательства. И это будет сугубое горе: ибо одно дело язычник, никогда не бывший христианином, или материалист, а другое дело - тот, кто почувствовал правоту Евангелия и все же не выдержал, отрекся...
От христиан в "эру Водолея" прежде всего требуется просто выстоять. Вопреки всему не отречься от Христа