То есть в среднем - по полтора человека с прихода...
И все же диспропорция была очевидной: официальные церковные издания просто избегали этой темы, ограничившись перепечаткой послания Синода от 7 марта 2000 года. Здравомыслящему человеку всегда кажется, что истину достаточно сказать один раз, и затем не стоит ломиться в открытые врата. Совершенно иной настрой у "пропагандиста".
И в итоге церковная жизнь подошла к той черте, за которой замаячили тени раскола157. Ведь простой читатель листовок и газеток мог действительно подумать, будто такова позиция "всей Церкви". Затем такой доверчивый читатель шел к своему священнику или епископу. От него слышал, что "никакая это не печать антихриста!", в недоумении снова вынимал листовку из кармана... И там читал, что "блаженная Пелагия давно предсказывала, что попы в последние времена сами народ в ад поведут!". И убеждался, что "блаженная Пелагия" ну прям про его батюшку все точно и угадала158. И тогда газеты и интернет становились не только по-ленински - "коллективным организатором" - но и "коллективным духовником", настраивающим людей против их реальных духовных отцов...
Предлагаемое исследование написано с целью объяснить и обосновать официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросу о "налоговых номерах". Аргументы здесь могут быть мои, авторские. Но выводы - общецерковные.
То, что я дерзнул написать книгу на тему столь дискуссионную, не означает, будто я столь высокого мнения о себе, что не могу не высказать своего слова в разгоревшейся дискуссии. Наоборот, именно потому, что себе и своим мнениям я не доверяю - я постоянно проверял свои "реакции" "в совете мнозе" (и с мнениями Отцов прежних веков, и с нынешними людьми Церкви)... Полемика вокруг "номеров" вновь поставила важнейшую проблему церковной жизни: люди не могут понять - что считать "голосом Церкви". Суждения Патриарха и епископат? Каноническое предание утверждает, что да159. Но, как ни странно, именно те люди, что считают себя ревнителями церковных преданий, сочли возможным пренебречь этой, канонической частью церковного предаения.
Или же голоc Церкви есть голос старцев? Но в этом вопросе мнения старцев разошлись...
Так отчего же я считаю, будто те выводы, что обосновываются в этой книге, являются именно суждением Церкви? Да, я знаю, что у некоторых уважаемых духовных наставников иное, более тревожное отношение к "номерам" (правда, эту свою тревогу они высказывают лишь в беседах с некоторыми своими духовными чадами, но отнюдь не