аудиторией, в которой вдруг оказался «пуп земли и центр неба».
В аудитории, которая в целом настроена к вам благожелательно, для поддержания порядка хорошо зарекомендовали себя следующие фоносемантические формулы:
«Либо говорите молча, либо молчите, говоря»; «Либо говорите тише, либо молчите громче»; «Либо говорите про себя, либо молчите вслух»; «Не слушается молча — то молчите, не слушая»; «Либо молчите громче, либо говорите молча».
По сути, это формулы забалтывания, и они действуют на аудиторию, в которой преобладает молодежь (если не по возрасту, то по состоянию души), у которой все в порядке с чувством юмора.
В аудитории с преобладанием зрелых людей можно использовать ту же мысль в зарифмованном виде:
«Обязан ясно я предупредить
И будет, видимо, легко понять:
Легко вам можно молча говорить,
А также можно громко замолчать».
Адресовать свои слова, естественно, надо не ко всем, а конкретному человеку. Причем с улыбкой. И не дожидайтесь его реакции, продолжайте свое дело. Если надо — его соседи сами отвесят ему подзатыльник.
Ну, а если аудитория состоит сплошь из агрессивно настроенных к вам людей? Определитесь заранее, надо ли вообще им что-то говорить. Потому что в этом случае самое лучшее — отказаться от выступления. Но если оно необходимо, сведите выступление к нескольким фразам сугубо информативного характера.
А какое отличие самое главное? Правильно, одни из нас мужчины, другие — женщины. Поэтому…
Половая разница
«Мужчина дом построил — женщина разрушила, женщина построила — дьявол разрушить не мог».
Грузинская пословица
«Война полов ведется традиционным оружием».
Станислав Ежи Лец
Начнем от обратного. Как хвалят мужчин и женщин, в чем здесь разница? Существует давно известная схема: начинать льстить каждому представителю определенного пола надо с того, что ему или ей хотелось бы услышать.
Поэтому у женщины в первую очередь хвалят ум. (Один знакомый шутит, что хвалить у женщины надо то, чего у нее в принципе нет и быть не может — мы, конечно, с этим не согласны). После этого хвалят женскую красоту.
Соответственно, у мужчины в первую очередь хвалят силу, а во вторую — ум (говорят, что ум — это вторичный мужской половой признак; с этим мы, конечно согласны).
Помните совершенно бездарную в фоносемантическом плане рекламу: «Ах ты, Мишутка мой — сильный и умный»? Фраза воспринимается подсознанием как плохая, отталкивающая, печальная, тусклая и низменная. Тем не