Каналы восприятия и обработки информации
«Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество».
Станислав Ежи Леи
Когда один из авторов начинал профессиональную деятельность юриста, в первый же день ему открыли одну простую истину, которая помогла в дальнейшем. «Любой человек, — говорил начальник ОВД, — видит, слышит и чувствует по-своему. И не потому, что он хороший или плохой, просто — это закон природы. Врут все, в том числе и очевидцы. И не потому, что хотят обмануть — нет, они действительно часто так считают. Это их точка зрения. Они в этом уверены».
Он ничего не знал об НЛП, но говорил как человек знающий и опытный. «А кроме того, — продолжал он, — иногда и умышленно вас будут обманывать. Поэтому всегда необходимо рассматривать каждый случай с разных точек зрения. Послушаешь одного — обидчика надо расстрелять. Выслушаешь второго — первого надо ставить к стенке. А на поверку, оба друг друга стоят. В показаниях было: напали семь человек — с ножами, с обрезами. А оказалось: потерпевшего сосед чайником на кухне ударил за то, что тот к жене его приставал».
В дальнейшем у нас были поводы многократно убедиться в истинности этих слов. Но с умышленным обманом, честно говоря, разобраться легче. А когда люди искренне верят в то, что говорят…
Всю информацию о мире люди принимают через пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Принятую информацию люди «укладывают» во внутренний опыт, и тогда делят его на категории, которые называются модальностями внутреннего опыта. При этом используют уже три модальности: зрение, слух, прочие ощущения.
Слова, которые соответствуют конкретной модальности, называют словами-предикатами. И в разговоре с любым собеседником желательно использовать все эти слова: из области зрения, слуха, ощущений. Тогда собеседник ясно и легко сможет вас понять. (Кстати, исследования И. Ниесова доказывают, что существует зависимость между равномерным, гармоничным употреблением в тексте предикатов разных модальностей и тиражом печатного издания).
Для того, чтобы легко найти общий язык с малознакомыми людьми, можно в разговоре использовать слова из разных модальностей. Это гораздо легче, чем может показаться. Мы стараемся это делать всегда.
О том, насколько бывает важным для людей «понимать язык» другого, свидетельствует такой случай. Когда один из авторов работал следователем, он уже немного знал о техниках НЛП. Поэтому ему так запомнилось одно интересное дело.
А на первый взгляд