возродился благодаря рассказам людей, переживших клиническую смерть. Ангелы присутствуют не только при жизни человека — они были здесь еще до нашего прихода в мир и ожидают дальнейшего развития событий, вплоть до смерти, когда они заберут человека с собой в мир иной.
Гильберт. "Сон волхвов». Деталь. Собор в Отене, Франция. Ок. 1130.
Уильям Блейк. «Христос во гробе, охраняемый ангелами». Ок. 1806.
Руперт: «Кончина» — это значит телесная кончина?
Мэтью: Думаю, что да.
Руперт:
Представления о крылатых существах-психопомпах (то есть тех, проводниках души) существовали издревле. Египтяне, например, изображали крылатых духов, парящих над мумиями. Греки считали, что психопомп проводит душу по небесным сферам. Та же идея нашла свое отражение и в викторианских надгробиях — статуи ангелов на могилах.
Люди, пережившие клиническую смерть, много рассказывают о сияющих существах, но почти ничего — о злых ангелах. Видимо, злые ангелы не просто наблюдают за действиями добрых, у них должна быть какая-то своя роль. Что же это за роль?
«Душа-ба над Ани». Деталь. «Папирус Ани». Египет, XIX дина¬стия. Ок. 1293—1185 гг. до н.э.
«Сон и Смерть выносят тело погибшего воина с поля битвы под Троей». Деталь. Кратер, V век до н.э.
Мэтью: Могу предположить, что вхождение в смерть не слишком отличается от вхождения в творческие, переломные моменты жизни. Злые и добрые ангелы ожидают нашего решения, а решения можно принимать и на смертном одре. Например, мы можем выбрать отчаяние, горечь, обвинения и сожаления. Все эти состояния души воплощены в искушающих нас злых ангелах. А добрые ангелы побуждают нас ответить на это великодушием, доверием, уступкой — ведь святой смерти присущи все те же свойства, что и святой жизни. Смерть — это творческий акт человека, в каком-то смысле нравственный акт. Нам дано выбирать, как к нему отнестись и как к нему подойти. Поэтому в момент смерти присутствуют и добрые, и злые ангелы.
Изваяние ангела на кладбище в Белфасте,
Мейн, ок. 1810.
«Архангел Михаил оберегает обнаженную душу от подстерегающего ее демона и взвешивает ее добрые и дурные дела». Буржский собор, Франция. Ок. 1220.
Руперт: Любопытно было бы узнать, что происходит с теми, кого забирают злые ангелы. Как ты это себе представляешь?
Мэтью: Об этом тебе лучше спросить у Данте. Но вообще-то эта тема отсылает нас к учению Хильдегарды о Страшном суде. Она пишет о том, что человек принимает