Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

отражением

магической теории, утверждающей, что все вещи в мире сотворены по образу

человека. Первый этап Великого Делания состоял в том, чтобы низвести

неблагородный метал до состояния Первоматерии, которая "убивала" его,

лишая внешней формы, и в то же время высвобождала скрытую внутри него

искру новой жизни (подобно тому, как в момент смерти человеческая душа

освобождается от тела). Затем эта искра жизни воссоединяется с

Первоматерией и порождает "эмбрион" металла, который от природы

предрасположен к тому, чтобы стать золотом, ибо Природа стремится к

совершенству. Вскормленный должным образом, этот эмбрион будет расти и, в

конце концов, родится в тигле алхимика в форме совершенного золота -

Философского Камня. Таков общий план работы алхимика, за вычетом

бесчисленных тонкостей и деталей процесса. Алхимики отличали "тело"

вещества - его несгораемую часть - от "духа" - горючей и летучей части.

Когда дерево "гибнет" в огне, образуются дым и зола. Зола - это мертвое

тело дерево, а дым, воспаряющий к небесам, - дух, или искра жизни дерева.

Веру в то, что в любой материальной форме заключена искра божественной

жизни, падшая с небес, алхимики заимствовали из сложной системы

религиозно-философской мысли, бытовавшей в странах Восточного

Средиземноморья на рубеже нашей эры. Эту веру разделяли гностики,

считавшие, что душа спускается от Бога через небесные сферы и попадает в

плен материальной оболочки. Наличие в Книге Бытие двух различных версий

мифа о сотворении человека побудило иудейских и гностических комментаторов

к разнообразным спекуляциям на тему двойственности человеческой природы и

к выводу о том, что небесная, духовная сущность сочетается в человеке с

земной, материальной. Манихеи, почерпнувшие представление о божественной

искре из зороастризма, утверждали, что в начале времен силы Тьмы, обуянные

завистью, пошли войной против божественного царства Света. Захватив

частицы света, темные силы заключили их в сотворенные ради этой цели

человеческие тела. Поэтому тьма в человеке смешана с божественным светом,

который манихеи называли "живым Я" или "светящимся Я" (прообраз понятия

астрального тела, принятого в современной оккультной теории). Некоторые

христианские гностики называли этот внутренний свет "искрой света" или

"семенем света". А в Новом Завете он именуется "pneuma" - "пневма", что в

буквальном переводе с греческого означает "дыхание" или "дух". Греческие

философы также разрабатывали теории пневмы. Аристотель утверждал,