всего многообразия, - в том же
смысле, в каком у стоиков "разумная пневма" отдельного живого существа
являлась частью "универсальной пневмы". Как и Единое, ртуть сочетает в
себе полярные противоположности. Она - металл, но она же- жидкость. Будучи
жидкостью, она, однако, не смачивает поверхность, с которой соприкасается.
Поэтому ртуть называли "муже - женским" металлом и часто символически
изображали в виде гермафродита. Встречаются также изображения ртути в виде
единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения
противоположностей) в виде борьбы льва с единорогом (символ антагонизма
противоположностей); и в виде дракона или крылатого змея - фантастических
животных, в которых массивность (змея, земля) сочетается с подвижностью
(крылья, воздух, пар).
Ртуть алхимиков была не обычной ртутью, а "философской", т. е. идеальной
субстанцией, а природная ртуть считалась лишь несовершенным ее подобием.
Кроме философской ртути, алхимики выделяли еще несколько идеальных
субстанций, доказательство существования которых находили в платоновской
теории идей, а также у Аристотеля, утверждавшего, что четыре первоэлемента
в том виде, в каком мы их знаем, не являются истинными. Например, воздух,
которым мы дышим, представляет собой не элемент Воздуха в чистом виде, а
смесь всех четырех первоэлементов, в которой Воздух лишь преобладает над
остальными компонентами.
Особая роль ртути в алхимии определялась не только античной теорией
первоэлементов (которая повлияла на средневековых алхимиков не напрямую, а
через посредство арабских трактатов, переводившихся на латынь начиная с
XII века и позднее), но и Библией. Философскую ртуть отождествляли с Духом
Божьим, носившимся над водой до сотворения мира. Бог сотворил Первоматерию
- пустую зияющую тьму: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над
бездною..." (Книга Бытие, 1:2). Затем тьма сгустилась и стала водами, над
которыми и витал Дух Божий. Дух Божий одухотворил Первоматерию и придал ей
структуру, в которой содержались семена всех будущих вещей. Это деяние
Духа уподобляли оплодотворению и высиживанию яиц, вспоминая древние мифы о
том, что жизнь во вселенной возникла благодаря божественному соитию.
Ортелий, алхимик конца XVI века, писал, что Дух Божий "носился
(incubavit*) над .водой" и "возлежал на водах древних, оплодотворил их и
высидел в них семя, словно курица - яйцо *". Это деяние считалось
предпосылкой всего последующего процесса сотворения мира. Утверждали, что
в первой главе Книги Бытие содержатся