все тайны Великого Делания, и
некоторые адепты разрабатывали алхимические процессы по образцу семи дней
творения. Ортелий также говорил, что Дух Божий "был вдунут во все вещи
словом Божиим и воплощен в них". Это идея - еще один старинный прообраз
теории вибрирующей вселенной. В Книге Бытие Бог творит мир, произнося
повеления и выдыхая воздух; так, при сотворении Адама Господь "вдунул в
лице его дыхание жизни". Произнесение слов и дыхание порождают вибрации
воздуха, и цитированный выше современный автор, рассуждая об одухотворении
четырех первоэлементов "Словом, осенившим их в момент Творения", пишет
далее, что дуновение Слова создало вибрации, пронизавшие всю вселенную.
Оккультисты часто проводят параллель между духом, или заключенной в
человеке божественной искрой, и вдохновением, которое в буквальном смысле
означает нечто, вдунутое в человека. На основании первой главы Евангелия
от Иоанна алхимики и оккультисты стали отождествлять творящее Слово Божие
с Духом Божиим из Книги Бытие, с жизненным принципом, с божественным
дыханием, оживившим Адама, и с искрой божественного света, скрытой в
недрах материи. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто
не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Евангелие от
Иоанна, 1:1-5).
Ртуть-"дух" предстает в алхимических текстах во множестве разнообразных
обличий. В XII-XIII столетиях господствовало убеждение, что все металлы
состоят из ртути и серы. Легковоспламеняющаяся сера рассматривалась как
огненный, активный, мужской принцип, а ртуть - как водный, пассивный и
женский. Иногда же сама ртуть считалась двуприродной, сочетающей в себе
мужской и женский принципы. Идеальное золото алхимиков, Философский
Камень, считался порождением союза философских серы и ртути, взятых в
идеальном равновесии, и соединение этих двух ингредиентов - примирение
противоположностей - являлось главным этапом Великого Делания.
В IX веке выдающийся арабский алхимик ар-Рази предположил, что в металлах
содержится еще и третий компонент - соль. В позднеевропейской алхимии эта
идея обрела огромное значение. В XVI столетии Парацельс, не отказываясь от
теории четырех первоэлементов, тем не менее утверждал, что все на свете
состоит из философской ртути, серы и соли: "Мир таков, каким Бог создал
его. В начале Он создал его в виде тела, состоящего из четырех элементов.