Это первозданное тело Он основал на тройственном союзе ртути, серы и соли,
и таковы три субстанции, из которых состоит совершенное тело. Ибо они
образуют все, что состоит из четырех элементов, и содержат в себе все силы
и свойства бренных вещей. В них заключены день и ночь, тепло и холод,
камень и плод и все прочее, еще не имеющее формы *". Попытки примирить
четверицу (четыре первоэлемента) с троицей (ртуть, сера и соль) и двоицей
(пары противоположностей - день и ночь, и т. д.) и преобразить все это в
единицу (Философский Камень) были одним из главных занятий алхимиков
позднего периода.
Таким образом, в теорию алхимии включилась идея троичности материи,
соотносящаяся с божественной Троицей и с тройственной природой человека.
Три части, из которых, по этой классификации, состоит человек, - это тело,
душа (чувства, желания, природные склонности и устремления) и дух (высшие
способности разума - вдохновение, воображение, прозрения, совесть и
способность выносить нравственные суждения). Во всяком металле соль - это
тело, инертное, пассивное, женское начало. Огненная сера - это душа
металла, соответствующая пылким страстям человека и обладающая мужской
природой. А ртуть соединяет и примиряет противоположные друг другу серу и
соль; ртуть двупола и соответствует духу человека, посредством которого
веления души преобразуются в деяния тела. Эта концепция представляла собой
возврат к гораздо более древнему троичному делению человеческой природы на
тело (эквивалент "связующей пневмы" стоиков), душу (страсти и желания,
"животная пневма") и дух ("разумная пневма" или, во вселенском масштабе,
Логос Иоанна-евангелиста, Словом Божиим, которое также считалось Мыслью
Божией; ср. сефирот Хокма и Бина в Каббале). Согласно теории нисхождения
человеческой души на землю через небесные сферы, дух сокрыт внутри души.
Вырвавшись на свободу после смерти человека, дух сбрасывает с себя слой за
слоем все внешние оболочки, в конце концов освобождаясь не только от тела,
но и от души, и воссоединяется с Богом.
Подобно каббалистам, гностики и приверженцы мистических культов вовсе не
считали смерть необходимым условием для соединения человека с божеством.
"Спасенные светом Твоим,- гласит гностическая молитва, - возрадуемся мы,
что Ты явил Себя нам в совершенстве, возрадуемся мы, что Ты сделал нас
богами еще при жизни, позволив узреть Тебя *". В мистериях Митры
посвящаемый восходил на семь ступеней, минуя семь ворот; тем самым он
подражал восхождению души через