Зосима увидел множество людей, погруженных в
кипящую на алтаре воду; горя, они стенали и плакали. А затем перед
сновидцем предстал медный человек, в руке которого была свинцовая
табличка. Некто сказал Зосиме, что "люди, желающие достичь добродетели,
приходят сюда и становятся духами, избавившись от тел". Пробудившись,
Зосима велел своим читателям строить храм "словно из белого свинца, словно
из алебастра, возведение коего не имеет ни начала, ни конца. Да будет
внутри его источник чистой воды, сверкающий, словно солнца...". Затем
следует взять меч и найти узкое отверстие - вход во храм. У входа будет
лежать змей. Нужно схватить змея, убить его, содрать с него кожу и встать
на его тело, словно на ступень перед входом. И тогда ищущий обрящет.
Медный человек станет серебряным, а если таково будет желание искателя, то
и золотым *.
Храм следует понимать как лабораторию алхимика, алтарь - как его аппарат,
людей - как ингредиенты Великого Делания, которые превращаются в духов,
или пары; а змея - как трудности, с которыми алхимик сталкивается в своей
работе. Однако значение сна Зосимы имеет и гораздо более глубокий смысл.
Современный оккультист, по-видимому, интерпретировал бы образ храма, не
имеющего ни начала, ни конца, как истинное и вечное "я" человека, символом
которого выступает женское тело, содержащее в себе таинственные воды
жизни, божественную искру. "Узкое отверстие" напоминает 14-й стих 7-й
главы Евангелия от Матфея: тесны врата и узок путь, ведущие к жизни". А
змей, стерегущий вход, - это животная природа человека, которая
преграждает путь к духовному развитию, но, будучи преодолена и
преображена, становится необходимой ступенью на пути к божеству.
Проникновение в "узкое отверстие" - это мистическое совокупление, союз
противоположностей, который предшествует перерождению адепта. Алхимия
развивалась в тех же странах и в то же время, что и Каббала. От сочинений
Зосимы до наших дней дошли только фрагменты, однако в древнем комментарии
на его труды - "Священном искусстве" Олимпиодора - говорится, что Зосима
проповедовал единение с Богом, которое также является высшей целью
каббалистов. Для этого, по мнению Зосимы, необходимо смирить страсти и
телесные желания, - чего каббалисты старались добиться своими
упражнениями. Зосима утверждал, что алхимик должен вызвать из глубин
своего существа божественное начало; в каббалистике этому принципу
соответствует учение о человеке как о скрытом Боге. В поздней алхимии
Великое Делание часто изображали