(или, по крайней мере, нужно добавлять золото на каком-то из
этапов процесса), ибо сказано, что без золота не сотворишь золота. С
духовной точки зрения не вызывает сомнений, что "субъектом" Великого
Делания является сам алхимик. "Ars totum requirit hominem", "Искусство
требует всего человека". АЛХИМИК - одновременно и сосуд Делания, и
материал, заключенный в этом сосуде. Применительно к человеку "бесполезное
вещество, встречающееся повсеместно", - это человеческое тело и тесно
связанная с ним животная природа человека. В материи, из которой состоит
человек, сокрыт дух - искра Божия, слюна Луны, звездное семя, или
"звездная слизь", время от времени изливающаяся с небес, или тот же
купорос, обретаемый алхимиком в глубинах собственного существа. Без золота
не сотворишь золота, ибо человек не может отыскать истину, если идет по
ложному пути, и не может обрести Бога, если Бог не заключен в нем самом.
Обычным символом Великого Делания был дракон или змея, кусающая
собственный хвост и украшенная греческим девизом "en to pan" ("все суть
единое"). В этом девизе - три слова и семь букв, а 7+3=10; десятка
символизирует "все" и при сложении цифр сокращается до единицы -
"единого". Философский Камень - это Единое, оно же - Все. В человеческих
категориях это "весь человек", который, становясь Единым, отождествляется
со Всем, со вселенной и с Богом. Великое Делание кругообразно, подобно
году и природным циклам. Оно начинается со всего человека (с тела, души и
духа) и заканчивается всем человеком, обретшим совершенство. Согласно
Петрусу Бонусу, автору трактата "Новая бесценная жемчужина" (около 1330
года), философы древности знали, "что Бог станет человеком в Последний
День этого искусства, когда труды будут завершены.
Делании нет ничего сложного, и поразится своей былой слепоте. Некоторые
алхимики позднего периода вовсе отказались от лабораторных работ и
объявили их бесполезными; однако неофит по-прежнему должен был проходить
нелегкий путь к осознанию истинного смысла Делания, сталкиваться с теми же
трудностями, неудачами и заблуждениями и точно так же постепенно расти и
набираться знаний. По существу, знание и являлось ключом к тайне
Философского Камня. Как только алхимик понимал, что такое Камень, он тут
же находил его и сам становился им. В алхимии, как и в других областях
оккультизма, истина окутана покровами символов и парадоксов, потому что
каждый искатель истины должен прийти к ней самостоятельно. Оккультные
искусства - это именно искусства: их высшие тайны можно