новому рождению. Английский алхимик
Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году,
перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список
приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф
Кверцетав. Процессы эти таковы: кальцинация ("прокаливание"), солюция
("растворение"), сепарация ("разделение"), конъюнкция ("соединение"),
путрефакция ("гниение"), коагуляция ("закрепление"), цибация
("вскармливание"), сублимация ("возгонка"), ферментация ("сбраживание"),
экзальтация ("возбуждение"), мультипликация ("умножение") и проекция
("бросание"*).
Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в
психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью
начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного
материала, избавление его от всяких качественных характеристик,
превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры
жизни. Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного
металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса
материал должен был превратиться в пудру или пепел. Рипли указывает, что
кальцинацию следует проводить на умеренном огне в течение года; здесь
нельзя не вспомнить слова арабского алхимика-энтузиаста, жившего несколько
раньше:
"Кальцинация -истинное сокровище* Да не прискучит тебе кальцинация!"
Считалось, что кальцинация, разрушая внешнюю форму неблагородного металла,
освобождает его от всех явных свойств.
В духовном плане кальцинация, по-видимому, символизирует очистительное
пламя целеустремленности и самодисциплины, еще одним символом которого
является аркан Таро Суд. Великое Делание начинается со жгучего
недовольства собой и своей жизнью, со страстной мечты о высшем. Это -
процесс самонаблюдения и самооценки, в ходе которого алхимик постоянно
проверяет себя и убеждается в своем желании достичь цели. В сочетании с
непоколебимой решительностью сделать ради этого все возможное, такой
процесс самооценки постепенно приводит к распаду природного "я". Все
внешние, поверхностные свойства личности сгорают дотла, и остается лишь
тончайшая "пудра" внутренней сущности человека. Второй этап, cолюция,
представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не
смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть. Иногда
на этом этапе добавляли в сосуд обычную ртуть, но чаще поступали иным
образом. Пары, вышедшие из исходного вещества за время