Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

на

верблюде. Другая часть его "я" (ртуть), "паря в высоте, немного правее,

наклонилась и с любопытством осведомилась, чем занята плоть". А третья

часть (сера) "беседовала со второй и удивлялась, осуждая труды, на которые

обрекло себя тело, и презирая самую цель этих трудов". Две отделившиеся от

тела части пустились в дискуссию о том, насколько разумно или глупо то,

чем занимается тело. По-видимому, Лоуренс испытал состояние внутреннего

конфликта между заключенными в нем противоположными началами. Это

состояние он назвал "смертным сном": его спутнику-арабу пришлось ударить

его, чтобы пробудить. И действительно, в некоторых отчетах об алхимической

работе непосредственно после сепарации наступает стадия "малой смерти".

Рипли и многие другие алхимики, однако, полагали, что за сепарацией

следует конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между

враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются. Этот этап

обычно представляли в образе брака или соития и нередко - в виде инцеста

между матерью и сыном или братом и сестрой, ибо сера и ртуть происходят от

одного и того же исходного алхимического сырья. Сера - душа, или

чувственное начало, - вступает в кровосмесительную связь со ртутью -

духом, или бесстрастным разумом. Еще одним символом этой попытки алхимика

положить конец невыносимой сепарации, обрести внутреннее равновесие и

примириться с самим собой являлся возврат в материнскую утробу. Сын царя

или дракона - материал Великого Делания - возвращается в чрево матери,

спасаясь от страданий. Страдания причиняет ему не только исполненный суеты

внешний мир, но и то духовное состояние, в котором находится он сам.

Теперь алхимик очистился от тех своих свойств и

убеждений, которые были "дефектами развития". Противоположные начала,

являвшиеся основными компонентами его природы, претерпели разделение, были

приведены в равновесие и снова совмещены. Теперь он стал ребенком,

заключенным в материнском чреве, обретя свое изначальное "я".

Конъюнкцию можно рассматривать так же, как воссоединение четырех

первоэлементов (либо же ртути, серы и соли). Она требовала непрерывного

нагревания материала на умеренном огне, что для алхимика в те давние

времена было непростой задачей. Ведь он не мог точно измерять температуру

в печи, и поддерживать равномерный огонь было сложно. Но преодолев это

очередное затруднение, алхимик получал материал в его изначальной форме,

очищенным от несовершенств, возникших в результате ошибок природы.