Теперь
"субъект" Великого Делания представлял собой Первоматерию в сочетании с
одушевляющей ее искрой жизни. На следующем этапе предстояло "убить"
материал и высвободить эту жизненную искру, что достигалось погружением
сырья во влажную и горячую среду (например, нагреванием алхимического
сосуда на водяной бане или помещением его в бродящий навоз). Лежащий на
дне сосуда материал должен был постепенно чернеть, что служило признаком
его возвращения на уровень Первоматерии - безжизненной и бескачественной
массы, лишенной всех характеристик и в том числе цвета (черный цвет
воспринимался как отсутствие цвета). Считалось, что материал при этом
гниет, а потому данный процесс назывался путрефакцией - "гниением".
Поскольку гниющее сырье выделяло испарения (жизненную искру, дух,
философскую ртуть), алхимики отмечали, что путрефакция сопровождается
"кладбищенским зловонием".
Это была первая из основных стадий Великого Делания - так называемое
нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны",
"Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп,
черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь,
пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт
продвигался различными путями. Один простой метод заключался в нагревании
меди с серой: в результате получалась черная масса сульфида меди -
"Первоматерия". Черная и зловонная гниющая Первоматерия заключала в себе
потенциал великолепного Философского Камня, и многие алхимики обозначали
этап нигредо словами из Песни Песней Соломона: "Дщери Иерусалимские! черна
я, но красива".
Путрефакция была обязательной стадией Великого Делания, ибо гниение
считалось непременной предпосылкой жизни. Полагали, что зерно, упавшее в
землю, умирает и сгнивает, благодаря чему высвобождается искра жизни и
появляется новое .растение (этот процесс отражен в аркане Таро Смерть). В
античную эпоху и в средние века верили, что лягушки зарождаются в гниющей
грязи, пчелы и другие насекомые - в разлагающихся трупах животных, осы - в
трупах ослов, жуки - в трупах лошадей, саранча - в трупах мулов. В более
широком смысле смерть - необходимое условие возрождения, как реального,
так и символического. В связи с этой идеей алхимики цитировали святого
Павла: "Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет", - и
далее: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в
нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи,