подобно луне на ночном небосводе, обращая всю тьму в серебро. С
этого момента начинается третья и последняя основная стадия Великого
Делания, ведущая к рубедо - красной заре, возвещающей восход солнца во
всем его великолепии и ослепительный свет нового дня.
Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации
("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают молоком и мясом".
Взращивание эмбриона Камня уподобляется вскармливанию младенца; не
исключено, что на данном этапе все-таки полагалось добавлять в сосуд новые
вещества, хотя утверждать с уверенностью это невозможно. Герхард Дорн,
ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные
добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была
насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем м хорошим
настроением, ибо считалось, что это растение исцеляет от куриной слепоты, а
по аналогии - и от меланхолии, от "потемок" угрюмости. Мед символизировал
радости жизни, а также служил консервантом. Вплоть до относительно
недавнего времени это было единственное вещество, использовавшееся как
источник сладости. А в древние времена мед использовали дня бальзамирования
тел покойников, ибо он препятствовал гниению. Дорн утверждает, что мед-
сладость бытия - может при некоторых обстоятельствах превратиться в
смертельный яд, но чистотел, дарующий ясное зрение, по-видимому, служил в
этом случае противоядием.
Химические и психологические аспекты завершающих процессов Великого
Делаиия, от сублимации до проекции, легче рассматривать по отдельности. В
ходе этих процессов алхимик постепенно снабжал "растущий" Камень
качествами, которыми тот должен будет обладать в итоге Делания, -
абсолютной чистотой и стабильностью, способностью превращать неблагородные
металлы в золото, а также способностью многократно умножать вес
неблагородных металлов. Стадия сублимации представляла собой очищение.
Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось;
испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния.
Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило,
служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к
небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от
грязи, в которой тот рождался при путрефакции. С этой целью материал
превращали в испарения (дух), осадок выбрасывали, а "дух" снова
трансформировали в тело. Солидификация паров