плодиться и размножаться, во много раз увеличивая
массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе
мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения"). Плодовитым и
плодотворным Камень становился благодаря еще одному "соитию", еще одному
соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и
ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины,
т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином.
Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том,
что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить
последний в золото. Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали
в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали. Эти последние стадии
алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания
и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.
Разумеется, алхимики стремились к тому, чтобы привести эти
противоположности в точное равновесие и примирить их между собой. "Книга
Меркурия", написанная знаменитым арабским алхимиком Гебером или одним из
его последователей, поясняет, что в некоторых случаях противоположности
неразделимо смешивались друг с другом и уравновесить их было невозможно:
"И не найти больше ни духа, в котором не содержалась бы малая частица
тела, ни тела, в котором не содержалась бы малая частица духа. В случаях,
когда одного слишком много, а другого - слишком мало, эти два элемента
разделить невозможно, так как происходит трансформация и преобладающая по
количеству часть поглощает часть, присутствующую в малом количестве"*.
Применительно к человеку это означает, что и те люди, в которых духовное
начало переразвито за счет физического, и те, которые переразвиты
физически в ущерб духовному развитию, далеки от совершенства. Цельный
человек - это человек, в котором противоположные начала уравновешены. В
психоанализе, по словам Юнга, проблема противоположностей заключается в
"диссоциации личности, вызванной конфликтом несовместимых тенденций,
который, как правило, возникает из-за дисгармоничного характера.
Подавление одной из противоположностей затягивает и расширяет конфликт
или, иными словами, ведет к неврозу. Терапевт в такой ситуации должен
сталкивать друг с другом эти противоположности и стремиться к их
устойчивому объединению"**.
Такой же устойчивый союз противоположностей является целью магии и
алхимии, но алхимический