предстают в облике играющих дев, зовущих мага
присоединиться к их забавам; в виде обнаженной девушки; царя, едущего на
верблюде; в виде козы, верблюда или голубя. Дух Луны может принять форму
лучника, едущего верхом на лани; облик охотницы с луком и стрелами;
маленького мальчика; коровы, гуся или стрелы. Дух Марса является как
вооруженный мужчина; как король верхом на волке или льве с обнаженным
мечом в правой руке и с отрубленной головой мужчины - в левой; как лошадь,
олень или руно. Духи Юпитера принимают образы царя с мечом, восседающего
на льве, орле и драконе; священника в митре; девушки, увенчанной лавровым
венком; быка, оленя или павлина, а также меча. Дух Меркурия приходит в
облике царя, едущего верхом на медведе; в форме прекрасного юноши;
женщины, держащей в руке прялку; собаки, медведицы, сороки или жезла. И
наконец, духи Сатурна принимают вид царя, едущего на драконе; бородатого
старика; старухи; мальчика; дракона; совы; черной одежды, серпа или
можжевелового дерева *.
Эти описания, по-видимому, служат той же цели, что и планетные "образы"
Фичино и Бруно. Они помогают магу призвать и взять под свой контроль дух
планеты, сосредоточившись на характерной для того форме. Они родственны
тем символическим описаниям и картинам, которые в изобилии включали в свои
трактаты различные алхимики. Алхимические символы использовались как
предметы для созерцания, а также помогали передать идеи и понятия, точно
выразить которые на обычном языке невозможно. В алхимии постичь
Философский Камень означало найти его. Точно так же в магии познать
природу духа означает овладеть им и взять его под контроль.
Глава 6
РИТУАЛЬНАЯ МАГИЯ
Главный предмет устремлений мага - это сила, но использовать эту силу он
может самыми разнообразными методами и в самых разнообразных целях. От
грандиозной церемонии, в ходе которой маг демонстрирует власть над всеми
силами вселенной, он может в любой момент перейти к самой тривиальной
задаче, - например, наказать своего врага расстройством желудка. Сегодня
он творит на кладбище ритуалы некромантии, а завтра украдкой превращает
людей в животных (согласно легенде, это умел делать Алистер Кроули,
однажды превративший поэта Виктора Нойбурга в верблюда). В гримуаре
"Лемегетон" перечисляются имена и способности семидесяти двух демонов, и,
рассмотрев функции этих демонов (многие из них обладают несколькими
характерными способностями), мы получим впечатляющее представление