Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

который желает увидеть. Едва ли стоит удивляться, что в

кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот

образ!

Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь

галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены,

оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они

утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического

состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью

обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии

вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в

облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается

реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности,

независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в

такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны,

он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален

не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед

нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И

разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных"

условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном"

психическом состоянии, - нереальными? деть. Едва ли стоит удивляться, что

в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот

образ! Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего

лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены,

оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они

утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического

состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью

обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии

вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в

облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается

реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности,

независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в

такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны,

он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален

не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед

нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И

разумно ли считать те вещи, которые