который желает увидеть. Едва ли стоит удивляться, что в
кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот
образ!
Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего лишь
галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены,
оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они
утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического
состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью
обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии
вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в
облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается
реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности,
независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в
такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны,
он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален
не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед
нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И
разумно ли считать те вещи, которые мы воспринимаем в "нормальных"
условиях, реальными, а те вещи, которые мы воспринимаем в "ненормальном"
психическом состоянии, - нереальными? деть. Едва ли стоит удивляться, что
в кульминационный момент церемонии маги иногда на самом деле видят этот
образ! Но несмотря на то, что подобные "явления духов" могут быть всего
лишь галлюцинациями, а подчас "правдивые отчеты" о них и просто вымышлены,
оккультисты все же убеждены, что иногда ритуальная магия срабатывает. Они
утверждают, что маг должен стремиться к изменению своего психического
состояния не ради галлюцинаций, а потому, что дух не является частью
обыденного мира и, следовательно, в нормальном, обыденном состоянии
вступить с ним в контакт невозможно. Действительно, дух может явиться в
облике, созданном воображением заклинателя, однако при этом он остается
реальной силой. С одной стороны, он может быть силой некой сущности,
независимой от мага, и в таком случае является плодом воображения ровно в
такой же степени, как сила электричества или гравитации. С другой стороны,
он может быть силой, исходящей изнутри самого мага, и в этом случае реален
не меньше, чем сила честолюбия, гордости или желания. И разумеется, перед
нами встает непростой вопрос: что такое, собственно говоря, реальность? И
разумно ли считать те вещи, которые