в "Книге
Товита". Возможно, имя его восходит к персидскому "Айшме дева"; так звали
"демона ранящего копья", демона страсти, гнева и ярости. Другие
исследователи связывают имя Асмодея с еврейским словом "shamad" -
"разрушать". В "Лемегетоне" указывается, что вызывать его нужно с
непокрытой головой.
Велиал (Велиар) - "ничтожный" демон лжи; он также, по-видимому, с самого
начала был духом зла. Имя его возводят к еврейскому словосочетанию "beli
ya'al" - "бесполезный". Древние евреи иногда называли его верховным
демоном. В тексте "Война сынов света против сынов тьмы", найденном среди
рукописей Мертвого моря, Велиал выступает как предводитель войска тьмы.
"Но для порока сотворил ты Велиала, ангела вражды. Все его владения во
тьме, и стремление его - нести грех и вину. Все духи, подвластные ему, -
ангелы разрушения"'. Заклинателю он является в облике прекрасного ангела и
говорит обманчиво ласковым, приятным голосом.
Маммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом,
обозначавшим богатство или прибыль. А демоном он стал считаться из-за
того, что Иисус сказал: "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24).
Плутон и Прозерпина - родом из Древнего Рима, а Эвроним - из Древней
Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина
(Персефона) - его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из
дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в
подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное,
наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и,
оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Среди множества других демонов, перечисленных в "Лемегетоне", - Феникс,
названный здесь блестящим стихотворцем, и Амон, который изначально был
египетским богом (имя его означает "сокровенный";
впоследствии как солнечный бог он был отождествлен с Ра и превратился в
божество по имени Амон-Ра). Гримуар изображает Амона в виде волка с
головой огнедышащего змея. Амон помогает заклинателю добиться любви любой
женщины, а также открывает будущее. Имя демона Кимериса, восседающего на
черной лошади и повелевающего всеми духами Африки, по-видимому, происходит
от названия киммерийцев - народа, который, по словам Гомера, населял
туманные и погруженные во тьму области Крайнего Запада. Этот демон
предсказывает будущее и, возможно, тождествен Валааму, который в Ветхом
Завете представлен как алчный маг, а в Новом - как символ стяжательства
либо идолопоклонства и прелюбодеяния