(II Петр 2:15; Откр. 2:14).
Изображение демоном в гротескных и отвратительных обличьях восходит к
чрезвычайно древней традиции. Вавилоняне считали, что злые духи настолько
безобразны, что в ужасе бегут, если увидят свое отражение в зеркале. Их
изображали с собачьими туловищами, орлиными ногами, львиными лапами,
хвостами скорпионов, человеческими черепами вместо голов, козлиными рогами
и птичьими крыльями. У демонической саранчи, фигурирующей в 9-й главе
Откровения Иоанна, тела, как у боевых коней, человеческие лица, длинные
волосы, золотые венцы на головах, львиные зубы, шумные крылья и ядовитые
хвосты, как у скорпионов. (Их предводитель - Ангел Бездны, еврейское имя
которого - Аввадон ("разрушитель"), а греческое - Аполлион; он фигурирует
в романе Дж. Баньяна "Путешествие пилигрима".) Раннехристианские отцы
церкви описывали демонов как существ, похожих по виду на человека, но
также и как львов, барсов, быков, медведей, лошадей, волков, змей,
скорпионов. Иногда в облике демонов сочетались части тел различных
животных.
В гримуарах облик демонов описывается для того, чтобы заклинатель сразу
мог удостовериться, тот ли дух перед ним явился, которого он вызывал.
Кроме того, эти сведения о внешности демонов похожи на инструкции к
изготовлению планетных талисманов у Фичино и Бруно, а также на описания
планетарных духов из 4-й книги "Оккультной философии". Не исключено, что
они должны были помогать магу в ходе вызывания демона, позволив ему
сосредоточиться на характерном для данного духа обличье.
Согласно каббалистическому учению, все злые силы происходят от сефирот,
расположенных в левой части Древа Жизни, в первую очередь - от сефиры
Гебура, символизирующей суровость и гнев Божий. Зло истекает из нее так,
словно бы ярость Господня, наполняющая эту сефиру, перелилась через край.
В книге "Зогар" и более поздних каббалистических текстах злых духов часто
именуют "клипот", что означает "оболочки" или "скорлупки". Это излишки,
отбросы или скверна, от которой освобождается "организм" вселенной.
К XIII веку сформировалось учение о десяти дьявольских сефирот, которые
полярно противоположны десяти божественным сефирот. Каждой дьявольской
сефирот управляет один из князей тьмы, над которыми, в свою очередь,
властвует Самаэль - падший ангел, а ныне демон-отравитель. Макгрегор
Мазере перечисляет их в следующем порядке':
Сатана и Молох
Вельзевул.
Люцифуг
Астарот
Асмодей.
Вельфегор.
Ваал
Адраммелех
Лилит
Наама.
Лилит и Наама - это