Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

(II Петр 2:15; Откр. 2:14).

Изображение демоном в гротескных и отвратительных обличьях восходит к

чрезвычайно древней традиции. Вавилоняне считали, что злые духи настолько

безобразны, что в ужасе бегут, если увидят свое отражение в зеркале. Их

изображали с собачьими туловищами, орлиными ногами, львиными лапами,

хвостами скорпионов, человеческими черепами вместо голов, козлиными рогами

и птичьими крыльями. У демонической саранчи, фигурирующей в 9-й главе

Откровения Иоанна, тела, как у боевых коней, человеческие лица, длинные

волосы, золотые венцы на головах, львиные зубы, шумные крылья и ядовитые

хвосты, как у скорпионов. (Их предводитель - Ангел Бездны, еврейское имя

которого - Аввадон ("разрушитель"), а греческое - Аполлион; он фигурирует

в романе Дж. Баньяна "Путешествие пилигрима".) Раннехристианские отцы

церкви описывали демонов как существ, похожих по виду на человека, но

также и как львов, барсов, быков, медведей, лошадей, волков, змей,

скорпионов. Иногда в облике демонов сочетались части тел различных

животных.

В гримуарах облик демонов описывается для того, чтобы заклинатель сразу

мог удостовериться, тот ли дух перед ним явился, которого он вызывал.

Кроме того, эти сведения о внешности демонов похожи на инструкции к

изготовлению планетных талисманов у Фичино и Бруно, а также на описания

планетарных духов из 4-й книги "Оккультной философии". Не исключено, что

они должны были помогать магу в ходе вызывания демона, позволив ему

сосредоточиться на характерном для данного духа обличье.

Согласно каббалистическому учению, все злые силы происходят от сефирот,

расположенных в левой части Древа Жизни, в первую очередь - от сефиры

Гебура, символизирующей суровость и гнев Божий. Зло истекает из нее так,

словно бы ярость Господня, наполняющая эту сефиру, перелилась через край.

В книге "Зогар" и более поздних каббалистических текстах злых духов часто

именуют "клипот", что означает "оболочки" или "скорлупки". Это излишки,

отбросы или скверна, от которой освобождается "организм" вселенной.

К XIII веку сформировалось учение о десяти дьявольских сефирот, которые

полярно противоположны десяти божественным сефирот. Каждой дьявольской

сефирот управляет один из князей тьмы, над которыми, в свою очередь,

властвует Самаэль - падший ангел, а ныне демон-отравитель. Макгрегор

Мазере перечисляет их в следующем порядке':

Сатана и Молох

Вельзевул.

Люцифуг

Астарот

Асмодей.

Вельфегор.

Ваал

Адраммелех

Лилит

Наама.

Лилит и Наама - это