Жир, который будет стекать с руки, следует
собрать и смешать с воском. Из этого воска нужно вылепить свечу и укрепить
ее между пальцами мертвой руки. Свет этой свечи будет нести в себе
безжизненность и бескровность мертвой руки, и при виде его всякий человек
будет застывать в неподвижности, словно мертвый'.
"Руку славы" не следует считать плодом богатой фантазии Малого Альберта.
Петр Маморис еще в середине XV века писал, что некоторые люди "носят при
себе руку трупа, над которой были содеяны священные таинства и которой они
могут совершить перевернутое крестное знамение над спящим, из-за чего тот
проспит целый день беспробудно, а они тем временем не торопясь будут
грабить его дом"2. В 1831 году грабители в Лафкру в ирландском графстве
Нит вломились в некий дом, вооруженные рукой мертвеца, в которую была
вставлена зажженная свеча. Но рука не сработала. Жильцы подняли тревогу, и
грабители убежали, бросив руку. В Филадельфии в 1939 году "Рукой славы"
пользовалась банда отравителей, совершивших несколько убийств с целью
получения страховки: рукой мертвеца они пугали своих жертв и свидетелей
преступлений. По-видимому, здесь отразилось не вполне стандартное поверье,
согласно которому "Рука славы" способна убивать людей или причинять им
какой-то вред. В некоторых подобных случаях фигурировала настоящая
человеческая рука, отрубленная у запястья и мумифицированная. В других
случаях "Руку славы" делали из кости (иногда - из слоновой кости), причем
большой, средний и безымянный пальцы ее были прижаты к ладони, а
указательный палец и мизинец подняты на манер "козы"; это - традиционный
знак Дьявола. Три опущенных пальца и два поднятых вверх символически
отрицают Троицу и утверждают дьявольскую Двоицу.
В большинстве ритуалов, описанных в гримуарах, демоны подчиняются магу -
либо по собственной воле, либо по принуждению. Но известна и другая
категория ритуалов, в которых силы зла властвуют над человеком и
становятся объектом поклонения. В числе таких обрядов выделяются три
основных типа: подписание договора с Дьяволом, шабаш ведьм и черная месса.
Глава 7 КУЛЬТ ДЬЯВОЛА
Вера в Дьявола - это плод весьма распространенной склонности человека
связывать происхождение зла с влиянием нечеловеческих сил. В первобытных
обществах обычно считалось, что зло и несчастье исходят от богов. Сила,
сотворившая мир и властвующая над ним, в конечном счете является
создателем всего сущего, а следовательно - не только добра, но и зла. Что
же