Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

традиции), древние евреи верили также в

разнообразных злых духов и шеирим - "косматых" демонов, обитавших в

пустынных и бесплодных местах. Однако во всех этих древних поверьях мы не

обнаруживаем никаких признаков веры в Дьявола - великого князя тьмы,

главного противника Бога. Образ Дьявола сформировался гораздо позднее, и

теологи, доказывая его существование, ссылались на те фрагменты Ветхого

Завета, которые изначально не имели к нему никакого отношения.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ САТАНЫ

Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба.

А. Мильмон, Потерянный рай Пер. А. Штейнберга

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего

"противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до

вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan

употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о

путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы

воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе

не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так,

филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он

переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар.

29:4).

Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более

поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана

(satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли

обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно

датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором

первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса

стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли

обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к

своей задаче чересчур ревностно:

Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).

В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет

позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается

обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.

Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают

перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по

замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в

функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова

восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же

возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным,