традиции), древние евреи верили также в
разнообразных злых духов и шеирим - "косматых" демонов, обитавших в
пустынных и бесплодных местах. Однако во всех этих древних поверьях мы не
обнаруживаем никаких признаков веры в Дьявола - великого князя тьмы,
главного противника Бога. Образ Дьявола сформировался гораздо позднее, и
теологи, доказывая его существование, ссылались на те фрагменты Ветхого
Завета, которые изначально не имели к нему никакого отношения.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ САТАНЫ
Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба.
А. Мильмон, Потерянный рай Пер. А. Штейнберга
Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего
"противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до
вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan
употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о
путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы
воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе
не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так,
филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он
переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар.
29:4).
Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более
поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана
(satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли
обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно
датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором
первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса
стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли
обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к
своей задаче чересчур ревностно:
Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).
В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет
позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается
обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.
Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают
перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по
замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в
функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова
восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же
возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным,