Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

до н.

э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:

"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление

Израильтян" (1 Пар. 21:1). Это - единственный в оригинальном тексте

Ветхого Завета случай употребления слова "Satan" как имени собственного.

В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ

Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу,

превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца)

выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана -

первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, - в

конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из

возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях,

зерно которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на

земле, "сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали

их себе в жены, какую кто избрал". В те времена "были на земле исполины", и

дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были "сильные,

издревле славные люди". Возможно, этот фрагмент всего лишь служил

объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или

невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: "И увидел

Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и

помышления сердца их были зло во всякое время". Именно поэтому Бог решил

устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).

Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого

Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется

только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II

веку до н. з. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился,

стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы,

сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем,

выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти

ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их

был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести

Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и

начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен

чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах

растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме

того, он познакомил людей с порочным искусством косметики *.

Смертные