и взойду
на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в
глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).
Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим
Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос,
почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы,
оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией
позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус
Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом
утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после
падения стал зваться Сатаной.
Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с
легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном духе утренней звезды, облеченном
в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он
дерзнул бросить вызов самому Богу. "Денница, сын зари" в древнееврейском
оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. "дневная звезда, сын зари".
Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду
(планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли
"phosphoros" (Фосфорос), а по-латыни - "lucifer" (Люцифер); оба эти
названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о
Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд,
видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за
чего и возникло предание о мятежном духе утренней звезды и о постигшей его
каре *.
Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением
небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на
наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:
Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую
трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее
говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути
истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель
ангелов-отступников, описан как "звезда, упавшая с неба **"
К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого
предания, к которому была добавлена история об Эдемском змее. Во 2-й Книге
Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил
Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и
Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно
апокрифическому тексту "Жизнь Адама и Евы" ("Vita Adae et Evae"), Сатана
был изгнан из сонма ангелов из-за того,