его
были повсюду - невидимые для простых смертных, всеведущие, злобные и
коварные.
Зло по-своему притягательно, и чем большей силой наделялся Дьявол в
воображении людей, тем более привлекательным становился этот образ.
Дьявола, как и Бога, обычно изображали в облике человека, и в восстание
верховного архангела против Бога христиане не в последнюю очередь верили
потому, что эта легенда затрагивала некие потаенные струны человеческого
сердца. Люцифер воспринимался как мятежный человек, а гордыня, как ни
странно, представлялась более достойной причиной падения ангелов, нежели
похоть, обуявшая Хранителей. В результате образ Дьявола приобрел
романтические черты. В "Потерянном рае" Мильтона этот величайший из
мятежников предстает как бесстрашный, волевой решительный бунтарь, не
пожелавший склониться перед превосходящей его силой и не смирившийся даже
после поражения. Столь мощный образ поневоле внушал восхищение. Учитывая,
насколько великолепны и грандиозны были дьявольская гордыня и могущество,
неудивительно, что в некоторых людях пробуждалось желание поклоняться
именно Дьяволу, а не Богу.
Люди, поклоняющиеся Дьяволу, не считают его злым. То сверхъестественное
существо, которое в христианстве выступает в роли Врага, для сатаниста
является добрым и милосердным богом. Однако слово "добрый" применительно к
Дьяволу в устах его приверженцев отличается по смыслу от традиционного
христианского понимания. С точки зрения сатаниста, то, что христиане
считают добром, на самом деле - зло, и наоборот. Правда, отношение к добру
и злу у сатаниста вес же оказывается двойственным: например, черный маг
испытывает извращенное удовольствие от сознания того, что он творит зло,
но при этом убежден, что его действия на самом деле праведны.
Поклонение Дьяволу как доброму богу естественным образом влечет за собой
веру в то, что христианский Бог-Отец, ветхозаветный Господь, был и
остается богом злым, враждебным человеку, попирающим истину и мораль. В
развитых формах сатанинского культа Иисус Христос также порицается как
злая сущность, хотя в прошлом секты, обвинявшиеся в дьяволопоклонстве,
далеко не всегда разделяли это мнение.
Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын, создатели иудейской и христианской
морали, в действительности являются носителями зла, сатанисты, разумеется,
приходят к отрицанию всего иудейско-христианского нравственного закона и
основанных на нем правил поведения. Приверженцы дьявола в высшей степени
озабочены чувственными