а потому по своей природе греховен,
хотя в нем и содержится божественная искра. По одной из гностических
легенд, Архонты слепили человека из глины, но он не мог подняться на ноги
и лишь ползал по земле, извиваясь, как большой беспомощный червяк. Тогда
верховный Бог сжалился над человеком и даровал ему божественную искру,
которая вдохнула в него истинную жизнь и помогла встать и выпрямить спину.
Теории такого рода подрывали самые основы христианского вероучения: ведь
если человек греховен изначально, а не в результате грехопадения, то
Христос не мог искупить этот грех смертью на кресте.
Увлеченно развивая эти постулаты, некоторые гностики стали отождествлять
Иегову с Дьяволом, а другие пришли к выводу, что Дьявол был благим
ангелом, противником Иеговы и Архонтов. Они опрокинули всю ветхозаветную
систему ценностей, осуждая патриархов и пророков и восхваляя врагов
Иеговы. Согласно учению гностиков, Эдемский змей был на самом деле
спасителем, которого верховный Бог послал на помощь Адаму и Еве, дабы те
познали добро и зло и смогли постичь порочную сущность мира, сотворенного
Иеговой. Некоторые гностики превозносили Каина и указывали на то, Иегова
отверг его подношение, состоявшее из плодов земли, но принял кровавую
жертву Авеля, так как сам был кровожаден и жесток. Другие гностики
восхваляли Корея, Дафана и Авирона, фараона и египтян, жителей Содома и
прочих персонажей, проклинавшихся в Библии за поклонение иным богам и
непокорность Иегове.
Некоторые даже осуждали Иисуса как сына злого бога Иеговы и прославляли
Иуду Искариота, избавившего мир от этого "инкуба". Правда, в большинстве
своем гностики признавали Иисуса божественным спасителем, явившимся
освободить людей от власти ветхозаветного Бога, однако и подобные
воззрения были в высшей степени неортодоксальны. Отец церкви Ириней в
своей книге "Против ересей", написанной в конце II века н. э., отмечает,
что Сатурнин не верил в смерть Христа на кресте. Вместо Иисуса, утверждал
этот гностик, был распят некий Симон из Кирены, а Иисус стоял рядом и
смеялся, глядя на его мучения. Из этого следовало, что все уверовавшие в
Распятого просто-напросто были одурачены Архонтами и по-прежнему остаются
их рабами; свободен же от их власти только тот, кто отрицает мученическую
смерть Христа *.
К подобным чудовищным искажениям христианских верований некоторые
гностики присовокупляли не менее грандиозные искажения нравственных норм
иудаизма и христианства. Единственным средством