более того, именно на них во многом основана эта концепция. Мы
не располагаем сведениями о том, встречались ли среди гностиков
сознательные дьяволопоклонники, однако неудивительно, что ортодоксальные
христиане считали их таковыми. Когда христианство утвердилось в качестве
государственной религии Римской империи, гностическое учение сохранялось
среди малоизвестных еретических сект на Востоке, откуда в конце концов
снова попало в Западную Европу. Среди сект, сыгравших главную роль в этом
процессе, следует упомянуть армянских мессалиан, которые, начиная с IV
века, медленно продвигались на запад и к XI столетию достигли Балкан;
павликиан, пользовавшихся популярностью в Армении и Малой Азии с V века,
но в 872 году изгнанных на Балканы; и бо-гомилов, появившихся в Болгарии
около 950 года, почерпнувших многие положения своей доктрины из учения
павликиан и мессалиан и, в свою очередь, двинувшихся далее на Запад **.
В XII веке главные центры деятельности богомилов находились в Боснии,
Северной Италии и Южной Франции. По-видимому, эта секта оказала большое
влияние на катаров (от греческого catharoi - "чистые"), первые общины
которых возникли на севере Италии в начале XI века. Спустя столетие
катаризм охватил всю Южную Францию и получил поддержку местной знати.
Около 1150 года первый епископ-катар появился и на севере Франции, откуда
учение катаров проникло во Фландрию и Западную Германию. В 1167 году некий
епископ-богомил совершил путешествие по Северной
Италии и Южной Франции, навещая общины катаров и учреждая новые епархии.
Катары утверждали, что ветхозаветный Бог - это в действительности Сатана,
повелитель мира сего, сотворенного им. Ему подвластны человеческое тело,
смерть и все материальные и бренные вещи. Некоторые считали, что он был
падшим ангелом, но другие придерживались дуалистических воззрений и
полагали, что это - независимый соперник истинного Бога, существовавший с
начала времен и вечный.
Моральные принципы катаров также представлялись ортодоксальным христианам
чрезвычайно сомнительными. Как и многие гностики, катары считали
деторождение грехом, ведущим к пополнению дьявольской паствы; при этом они
указывали на то, что повеление плодиться и размножаться дал Адаму и Еве не
кто иной, как Сатана - Иегова. Высшие адепты катаров - "совершенные"
("parfait"), которые почитались как воплощения Христа (еще одно опасное
отступление от христианских канонов!), - жили в строгой аскезе,
воздерживаясь от полового общения, от всякого насилия,