себя ведьмы. Также весьма вероятно, что гонения на
сатанистские секты и процессы над ведьмами в действительности только
стимулировали те тенденции, которые они рассчитывали подавить. Праведников
все это, разумеется, ужасало; однако отступники от христианской веры
интересовались подробностями ритуалов и верований, которые предавались
огласке на судах, и получали возможность подражать им. Точно так же
современные ведьмы испытали сильное влияние гипотезы Маргарет Мюррей, и
это - показательный пример того, как реальная жизнь адаптируется к вымыслу.
Древние греки, древние римляне и языческие народы Западной Европы верили
в то, что ведьмы своим колдовством способны причинять людям самый
разнообразный вред: истреблять урожай, вызывать бури и засухи, насылать мор
на скотину и болезни на людей, вмешиваться в сердечные дела.
Свидетельств о ведьмовских шабашах и связанных с ними ритуалах в этот
период мы не находим, однако уже возникло поверье о том, что ведьмы время
от времени - обычно по ночам - устраивают некие сборища. Скандинавские
ведьмы якобы собирались и устраивали буйное празднество в канун 1 мая.
Согласно "Салической правде" эпохи Карла Великого, человек, обвинивший
кого-либо в том, что тот принес котел "к месту, где собираются ведьмы", но
не сумевший доказать свое обвинение, должен был заплатить штраф.
Считалось, что ведьмы занимаются людоедством. С ведьмы, уличенной в
каннибализме, "Салическая правда" также требовала взимать штраф (примерно
втрое больший, чем с клеветника). Если ведьмы и впрямь поедали людей так
часто, как предполагает подобная статья закона, - что на самом деле
кажется маловероятным, - то, по-видимому, в основе этого лежал древний
магический принцип передачи жизненной энергии от человека к сожравшему его
людоеду.
Древние греки и римляне ассоциировали ведьм с темнотой и смертью - с
ночью и Луной, со зловещей богиней Луны и со всеми богами - владыками
мертвых.
Покровительницей колдовства была богиня Луны (а вовсе не "рогатый бог") -
Селена, Геката или Диана. Чаще всего ведьмы и чародеи обращались за помощью
к Гекате, культ которой был заимствован греками из Малой Азии. Эту богиню
изображали трехглавой или трехтелой (в чем отразилась ее связь с тремя
фазами Луны - молодым месяцем, полнолунием и ущербной луной) и полагали,
что она проявляется в трех ипостасях: как Луна - на небе, как Диана - на
земле и как Прозерпина - в подземном царстве. Геката властвовала над
призраками, над ночью и тьмой, могилами, псами,