Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

бедные женщины и невежественные мужчины

верят в Царицу Ночи, или Иродиаду, которая призывает их на ночные сборища,

где они пируют и веселятся. Являвшийся на такое сборище получал либо

заслуженную награду, либо наказание, если был в чем-либо виновен перед

Царицей Ночи (позднее эта особенность вошла в традиционное описание

ведьмовского шабаша). Участники пира пожирали младенцев, а затем изрыгали

их целыми и невредимыми, и Царица Ночи возвращала их в колыбели.

Подобные сказки, основанные на античных преданиях о Гекате, Диане и

демонах или призраках-вампирах, были весьма распространены, и многие

принимали их за чистую монету. Возможно, именно с ними связано

выдвигавшееся против катаров и ведьм обвинение в том, что они летают на

ночные сборища верхом на животных или на метлах. Легенда о волшебной мази,

которой натирается ведьма перед полетом, также восходит к античным

временам. В "Золотом осле" Апулея ведьма умащает свое тело колдовским

притиранием и произносит заклинание, после чего превращается в птицу и

улетает. Уже в XV веке возникла гипотеза о том, что сама эта мазь может

служить причиной галлюцинаций. Иоганн Нидер в своем трактате "Formicarius"

повествует о некой женщине, которая, желая испытать действенность такой

волшебной мази, натерлась ею и произнесла необходимые заклинания в

присутствии нескольких свидетелей. После этого она погрузилась в

беспокойный сон, а проснувшись, заявила, что побывала в свите госпожи

Венеры и госпожи Дианы. Но свидетели показали, что она во все время сна не

покидала комнаты. В состав рецептов таких "волшебных мазей" часто входили

аконит и белладонна, обладающие галлюцинаторным действием, а также корень

чемерицы, болиголов, жир младенца или сажа (в качестве основы) и кровь

летучей мыши (как средство, магически способствующее ночным полетам).

Многие ведьмы признавались в том, что прибывали к месту шабаша по воздуху;

но другие утверждали, что добирались туда пешком или верхом на лошади.

Некоторые рассказы о полетах ведьм напоминают скорее описание ритуального

танца, чем настоящий полет.

"Епископский канон" стал для охотников за ведьмами настоящим камнем

преткновения: ведь в этом авторитетном источнике черным по белому было

написано, что все рассказы о ночных путешествиях с Дианой и о полетах на

шабаш - не что иное, как плод иллюзии. Но в 1458 году Никола Жаке,

инквизитор, действовавший во Франции и Богемии, заявил, что к ведьмам

"Епископский канон" неприменим, ибо ведьмы - это новая секта, не имеющая

ничего