бедные женщины и невежественные мужчины
верят в Царицу Ночи, или Иродиаду, которая призывает их на ночные сборища,
где они пируют и веселятся. Являвшийся на такое сборище получал либо
заслуженную награду, либо наказание, если был в чем-либо виновен перед
Царицей Ночи (позднее эта особенность вошла в традиционное описание
ведьмовского шабаша). Участники пира пожирали младенцев, а затем изрыгали
их целыми и невредимыми, и Царица Ночи возвращала их в колыбели.
Подобные сказки, основанные на античных преданиях о Гекате, Диане и
демонах или призраках-вампирах, были весьма распространены, и многие
принимали их за чистую монету. Возможно, именно с ними связано
выдвигавшееся против катаров и ведьм обвинение в том, что они летают на
ночные сборища верхом на животных или на метлах. Легенда о волшебной мази,
которой натирается ведьма перед полетом, также восходит к античным
временам. В "Золотом осле" Апулея ведьма умащает свое тело колдовским
притиранием и произносит заклинание, после чего превращается в птицу и
улетает. Уже в XV веке возникла гипотеза о том, что сама эта мазь может
служить причиной галлюцинаций. Иоганн Нидер в своем трактате "Formicarius"
повествует о некой женщине, которая, желая испытать действенность такой
волшебной мази, натерлась ею и произнесла необходимые заклинания в
присутствии нескольких свидетелей. После этого она погрузилась в
беспокойный сон, а проснувшись, заявила, что побывала в свите госпожи
Венеры и госпожи Дианы. Но свидетели показали, что она во все время сна не
покидала комнаты. В состав рецептов таких "волшебных мазей" часто входили
аконит и белладонна, обладающие галлюцинаторным действием, а также корень
чемерицы, болиголов, жир младенца или сажа (в качестве основы) и кровь
летучей мыши (как средство, магически способствующее ночным полетам).
Многие ведьмы признавались в том, что прибывали к месту шабаша по воздуху;
но другие утверждали, что добирались туда пешком или верхом на лошади.
Некоторые рассказы о полетах ведьм напоминают скорее описание ритуального
танца, чем настоящий полет.
"Епископский канон" стал для охотников за ведьмами настоящим камнем
преткновения: ведь в этом авторитетном источнике черным по белому было
написано, что все рассказы о ночных путешествиях с Дианой и о полетах на
шабаш - не что иное, как плод иллюзии. Но в 1458 году Никола Жаке,
инквизитор, действовавший во Франции и Богемии, заявил, что к ведьмам
"Епископский канон" неприменим, ибо ведьмы - это новая секта, не имеющая
ничего