Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

общего с ночными наездницами былых времен. В подтверждение своих

слов Жаке указал на тот факт, что античные колдуньи и ночные наездницы

поклонялись богине, тогда как председатель шабаша ведьм почти всегда был

мужского пола. Впрочем, некоторые следы культа богини сохранились и в

средневековом ведьмовстве, и даже позже. В начале

XVI века итальянские ведьмы якобы собирались на шабаши под

предводительством некой "Синьоры", облаченной в золотые одеяния. Баскские

ведьмы в начале XVII века поклонялись Царице Шабаша - невесте Дьявола. В

шотландских протоколах судебных процессов над ведьмами иногда упоминается

Царица Эльфлейм или Эльфин, совокуплявшаяся с ведьмаками. Современные же

ведьмы окончательно восстановили культ богини и поклоняются Царице Небес и

Всего Сущего.

Из древних преданий о богине ведьм и ее свите в средневековое ведьмовство

перешли представления о полете на шабаш, о ночных пирах и людоедстве, о на

градах и наказаниях, назначаемых председателем шабаша, а также о том, что

перекресток -лучшее место для шабаша и для заключения договора с Дьяволом.

Однако главные элементы ведьмовского шабаша не имеют ничего общего с

легендами о ночных наездницах.

Само слово "шабаш" стало обозначением ведьмовских собраний, обычно

проходивших раз в неделю, из-за негативных ассоциаций с иудейским

праздником субботы (sabbat). Ранние авторы называли такие собрания, как и

собрания катаров, просто "сборищами сатанинскими". Помимо обычных

еженедельных встреч, в особые дни ведьмы ежегодно устраивали большие

праздники, но по каким именно числам это происходило, не вполне ясно. В

некоторых областях такие праздники приходились на 2 февраля ("Праздник

светильников", Сретение), канун 1 мая (Вальпургиева ночь), 1 августа

(праздник урожая) и 31 октября (канун дня Всех Святых, или Хэллоуин). Эти

даты свидетельствуют о сохранении языческих обычаев, так как отражают

древнекельтское деление года на четыре четверти. Два главных кельтских

праздника приходились на 1 мая (Бельтан) и 1 ноября (Самайн); два

дополнительных - на 1 февраля и 1 августа. Бельтан - начало лета - и

Самайн - начало зимы и день темных сил - были так называемыми "праздниками

огня": их отмечали танцами вокруг костров. В VIII веке христианский день

Всех Святых передвинули на 1 ноября, в результате чего он совпал с

языческим Самайном. А первоначально праздник Всех Святых приходился на 13

мая - день, который в Древнем Риме был посвящен лемурам, злым

призракам-вампирам.

Еще одним большим ведьмовским