общего с ночными наездницами былых времен. В подтверждение своих
слов Жаке указал на тот факт, что античные колдуньи и ночные наездницы
поклонялись богине, тогда как председатель шабаша ведьм почти всегда был
мужского пола. Впрочем, некоторые следы культа богини сохранились и в
средневековом ведьмовстве, и даже позже. В начале
XVI века итальянские ведьмы якобы собирались на шабаши под
предводительством некой "Синьоры", облаченной в золотые одеяния. Баскские
ведьмы в начале XVII века поклонялись Царице Шабаша - невесте Дьявола. В
шотландских протоколах судебных процессов над ведьмами иногда упоминается
Царица Эльфлейм или Эльфин, совокуплявшаяся с ведьмаками. Современные же
ведьмы окончательно восстановили культ богини и поклоняются Царице Небес и
Всего Сущего.
Из древних преданий о богине ведьм и ее свите в средневековое ведьмовство
перешли представления о полете на шабаш, о ночных пирах и людоедстве, о на
градах и наказаниях, назначаемых председателем шабаша, а также о том, что
перекресток -лучшее место для шабаша и для заключения договора с Дьяволом.
Однако главные элементы ведьмовского шабаша не имеют ничего общего с
легендами о ночных наездницах.
Само слово "шабаш" стало обозначением ведьмовских собраний, обычно
проходивших раз в неделю, из-за негативных ассоциаций с иудейским
праздником субботы (sabbat). Ранние авторы называли такие собрания, как и
собрания катаров, просто "сборищами сатанинскими". Помимо обычных
еженедельных встреч, в особые дни ведьмы ежегодно устраивали большие
праздники, но по каким именно числам это происходило, не вполне ясно. В
некоторых областях такие праздники приходились на 2 февраля ("Праздник
светильников", Сретение), канун 1 мая (Вальпургиева ночь), 1 августа
(праздник урожая) и 31 октября (канун дня Всех Святых, или Хэллоуин). Эти
даты свидетельствуют о сохранении языческих обычаев, так как отражают
древнекельтское деление года на четыре четверти. Два главных кельтских
праздника приходились на 1 мая (Бельтан) и 1 ноября (Самайн); два
дополнительных - на 1 февраля и 1 августа. Бельтан - начало лета - и
Самайн - начало зимы и день темных сил - были так называемыми "праздниками
огня": их отмечали танцами вокруг костров. В VIII веке христианский день
Всех Святых передвинули на 1 ноября, в результате чего он совпал с
языческим Самайном. А первоначально праздник Всех Святых приходился на 13
мая - день, который в Древнем Риме был посвящен лемурам, злым
призракам-вампирам.
Еще одним большим ведьмовским