праздником во многих областях был канун дня
Середины Лета, который первоначально отмечался по всей языческой Европе, а
в христианстве превратился в день Иоанна Крестителя (Ивана Купалы).
Некоторые ведьмы предпочитали устраивать торжественные шабаши в дни особо
важных христианских праздников. Лионские ведьмы в период около 1460 года
по-своему праздновали Великий Четверг, Вознесение и праздник Тела
Христова, а также устраивали шабаш в первый четверг после Рождества.
Баскские ведьмы, суд над которыми состоялся в 1610 году, отмечали кануны
многих христианских праздников, в том числе Рождества, Пасхи, Троицы,
праздника Тела Христова, дня Ивана Купалы и дня Всех Святых. В XVII веке
ланкаширские ведьмы устраивали главный шабаш в Страстную Пятницу.
Первыми о ведьмовских шабашах рассказали Анн-Мари де Жоржель и Катрин
Делор -две пожилые ведьмы из Тулузы, представшие перед судом в 1335 году.
Они признались в том, что в течение последних двадцати лет принадлежали к
воинству Сатаны, предавшись ему душой и телом на всю жизнь - земную и
загробную. Каждую неделю они участвовали в шабашах и предавались там
"всевозможным излишествам" с другими подвластными Сатане мужчинами и
женщинами. Обе ведьмы верили в то, что Дьявол равен Богу по силам и что
Бог властвует на небе, а Дьявол - на земле. Борьба между ними идет с
начала времен и продлится вечно. Души, оказавшиеся во власти Дьявола,
выходят из-под власти Бога и вечно живут на земле или в воздухе. Катрин
Делор верила в то, что христианство скоро будет истреблено. Подобные
дуалистические представления о Боге и Дьяволе и вера в то, что Дьявол
правит земным миром, судя по всему, восходят к учению катаров.
Анн-Мари де Жоржель поведала суду, что однажды за городом она встретила
"мужчину огромного роста, который приближался к ней по воде". Он был
темнокож, глаза его горели огнем, а одежда его была сшита из звериных
шкур. Этот мужчина предложил Анн-Мари отдаться ему, и она согласилась.
Тогда он дунул ей в рот, и в следующую же субботу "она оказалась на шабаше
- просто потому, что такова была его воля". На шабаше она увидела
огромного козла "и, приветствовав его, предалась ему, дабы доставить ему
наслаждение". Козел научил ее различным заклинаниям и чарам и открыл ей
тайны ядовитых растений. Он велел ей почтить Дьявола и оскорбить Бога,
приняв святотатственное причастие. Впоследствии Анн-Мари неоднократно
пользовалась чарами, которым обучил ее козел, и изо всех сил старалась
навредить людям.
Катрин Делор