и прихожанин, вкушавший
их, соединялся с Христом. Но еретики считали, что они сообщаются с Богом
напрямую и не нуждаются во вмешательстве церкви, в посредничестве
священника и освященной просфоры. Презрение к причастию (выражавшееся,
например, в заявлениях некоторых еретиков о том, что просфора кажется им
яа вкус навозом) превратилось в сатанизме в ожесточенную ненависть к плоти
и крови христианского Спасителя.
В людоедстве ведьм обвиняли с незапамятных времен, однако приносившаяся
при вступлении в секту клятва препятствовать заключению браков и акцент на
детоубийстве заставляют предположить, что одним из факторов, участвовавших
в формировании культа ведьм, был еретический ужас перед браком и
продолжением рода. Может показаться, что между порицанием деторождения и
детоубийством лежит непреодолимая пропасть, однако, если верить
обвинениям, ее с успехом преодолели еще Клементий из Бюси и его
последователи. Позже основанием для каннибализма, судя по всему, являлась
вера в то, что поедание человеческой плоти привязывает ведьму к секте (как
привязывало к секте зелье из экскрементов жабы, которым угощали новичков
туринские вальденсы). А по словам некоторых ведьм, маленьких детей они ели
для того, чтобы потом не смогли признаться в своих преступлениях (видимо,
магическим образом переняв от младенца неспособность говорить).
Постоянно фигурирует в признаниях ведьм непристойный поцелуй. Некоторые
ведьмы утверждали, что вместо зада у Дьявола под хвостом находится второе
лицо, которое они и целовали. Баскская ведьма Жанетта д'Абади говорила,
что участники шабаша целовали Дьяволу лицо, пупок, фаллос и зад, - и это
заставляет вспомнить об одном из обвинений, выдвинутых против тамплиеров.
В 1581 году авиньонские ведьмы сообщили, что при посвящении ведьма
отрезает лоскут от своей одежды и передает его Дьяволу как залог верности.
В прошлом эта же деталь фигурировала в церемонии посвящения в секту
люцифериан. В ритуале поклонения Дьяволу фигурировали также свечи (вообще,
место шабаша освещалось свечами, так как ведьмовские сборища чаще всего
происходили ночью). В 1564 году в Пуатье трое мужчин и женщина признались
в том, что поклонялись чудовищному черному козлу, подходя к нему со
свечами и скрепляя клятву верности непристойным поцелуем. В некоторых
случаях Дьявол сам зажигал свечи и раздавал их участникам шабаша; иногда
же каждый вновь прибывший на шабаш подходил к Дьяволу и зажигал свою свечу
от свечи, укрепленной у него