между рогов. Не исключено, что это - еще одно
проявление веры в связь между Дьяволом и солнцем, источником света.
Уже в ранних описаниях ведьмовского культа очевидна его антихристианская
направленность. В "Молоте ведьм" ("Malleus Maleficarum") - трактате,
написанном двумя инквизиторами, опубликованном в 1486 году и в свое время
считавшемся главным авторитетом в вопросах ведьмовства, - говорится, что
отречение от католической веры было первым из четырех основных требований,
предъявлявшихся к ведьмам (кроме того, они должны были навеки предаться
злу, приносить Сатане некрещеных детей и свободно удовлетворять свою
похоть). Здесь также приводятся жалобы людей, обращавшихся к ведьмам за
помощью: в уплату ведьмы требовали, чтобы во время мессы, когда священник
поднимет гостию, те сплюнули, закрыли глаза или шепотом произнесли бранные
слова *. Жертвы чудовищных гонений на ведьм в Бамберге в начале XVII века
утверждали, что ведьмы отрекаются от христианства в следующих словах:
"Вот, я ступаю ногами на этот навоз и отрекаюсь от Иисуса Христа". Четырех
Бамбергских ведьм обвинили в том, что они не глотали освященную просфору,
а держали ее во рту и после оскверняли. Их приговорили к пытке
раскаленными щипцами, которую следовало повторить столько раз, сколько раз
они осквернили хлеб причастия.
Ведьмы признавались также в том, что во время шабаша совершали пародию на
мессу. Считалось, что это - главный ведьмовской ритуал, хотя первые
сообщения о нем появились сравнительно поздно. Иезуит Мартин дель Рио
около 1596 года писал, что ведьмы пользуются святой водой и довольно точно
воспроизводят католические обряды. Юрист Пьер де Ланкр, фанатичный охотник
за ведьмами, описывая расследование, которое он проводил во французской
Стране басков в 1609 году, утверждал, что все духовенство в этой области
заражено сатанизмом. Пятеро священников якобы служили на шабашах пародию
на мессу, а одному сам Дьявол уплатил в награду двести крон. В некоторых
случаях мессу служил сам Дьявол. Лишенный сана пресвитерианский священник,
входивший в ведьмовскую секту в Лотиане и представший перед судом в 1678
году, исполняя на шабашах роль Дьявола, читал сатанинские проповеди, в
которых заявлял, что его слуги будут счастливее, чем слуги Божьи. "Его они
видели, а Бога видеть не могли; и в насмешку над Христом над священным
обрядом поминовения Тайной вечери он давал им хлеб и вино причастия,
приказывая им есть и пить во славу свою **". В протоколах следствия
пояснялось, что хлеб причастия