имеют отношение к одному из
главных ритуалов шабаша - совокуплению ведьм с Дьяволом. Уже в ранних
описаниях шабаша, записанных со слов Анн-Мари де Жоржель и Катрин Делор,
сообщается, что ведьмы должны были доставлять председателю шабаша плотские
утехи. Вера в способность и желание демонов вступать в половую близость с
людьми восходит главным образом к иудаистской традиции (в частности, к
легенде о плотском общении Адама с Лилит и другими демоницами). Известно
также множество античных мифов о браках земных женщин с богами - которые
для христиан были демонами; но главным источником подобных верований была
легенда о Хранителях.
Связь между Хранителями, злым началом и козлом заложена в структуре
иудейского ритуала изгнания в пустыню "козла отпущения". В Книге Левит
(16:7 и далее) Господь велит Аарону избрать козла "для Азазеля *" и
возложить руки на голову этого козла, "чтобы совершить над ним очищение и
отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония
в землю непроходимую". Этот ритуал иудеи совершали вплоть до 70 года н, э.
Козла выводили в пустыню и сбрасывали со скалы. Голову его при этом
обвязывали красной шерстяной нитью - по-видимому, в согласии с обетованием
Господним из Книги пророка Исайи: "Если будут грехи ваши, как багряное, -
как снег убелю" (1:18). Много веков спустя красная нить и красная веревка
стали атрибутами ведьм.
Ритуал "козла отпущения" не забылся. В XIII веке раввин Моисей бен Намен
писал: "Господь, однако, повелел нам на праздник Йом Киппур посылать козла
владыке, чье царство - в местах пустынных. Силою своей он вызывает
разрушение и опустошение... Он связан с планетой Марс... а из животных ему
принадлежит козел. Демоны находятся под властью его и Библии, зовутся
"шеирим" (козлы)"*. Этот владыка пустынных мест, которому посылали козла,
и есть Азазель, "звезда, упавшая с неба", вождь Хранителей из 1-й Книги
Еноха. Будучи связан с Марсом, он научил людей делать оружие. Господь
заточил его в пустыне до дня Страшного Суда, а затем Азазель будет
ввергнут в вечный огонь.
В этом ритуале козел, на которого возлагаются грехи всего народа,
приобрел ассоциации с нечистотой и злом. А по причине связи с Азазелем он
также стал ассоциироваться с Дьяволом и падшими ангелами. В Евангелии от
Матфея Иисус говорит, что в некий день Он придет во славе и разделит все
народы, "как пастырь отделяет овец от козлов". Козлы, т. е. грешники, будут
ввергнуты "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф.
25:31-41).
Азазель