Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

и "Светлым" богами (ср. мотив борьбы

Дьявола с Богом). В Дельфах Диониса считали властителем зимних месяцев и,

по-видимому, ассоциировали его с "ночным солнцем", или "черным солнцем", -

предводителем звезд; в этом качестве он являлся антиподом светлого

солнечного бога Аполлона, который правил летними месяцами года. Как и все

прочие боги плодородия и растительности, Дионис был связан с подземным

миром (ведь деревья и травы растут из-под земли). Кроме того, в его свиту

входили сатиры - похотливые .козлоногие божества, сходные .с еврейскими

шеирим.

Предводителем сатиров был также Паи, которому поклонялись по всей Греции.

Его изображали в виде получеловека - полукозла; он также считался

похотливым и почитался как бог плодородия. Пан играл на тростниковой

флейте; а ведьмы из Луатье утверждали, что танцевали на шабашах под

пронзительные звуки флейты, на которой играл сам Дьявол.

Согласно теории Маргарет Мюррей, Дьявол принимает облик козла и других

животных по. той причине, что он - не кто иной как языческий "рогатый бог"

народов Западной Европы. Таким общеевропейским "рогатым богом" Мюррей

считает галльского бога-оленя Цернуина. К сожалению, сведений о Цернунне о

его культе сохранилось слишком мало. Известно, что 'он был богом

плодородия и подземного :мира. Иногда .он изображался трехглавым, как

Геката, и ассоциировался со змеем, как христианский Дьявол. Юлий Цезарь

писал, что галлы считали себя потомками Диспатера - римского бога

подземного мира. Галльское имя этого божества Цезарь не приводит, но если

это и впрямь был Цернунн, то можно говорить об определенном сходстве его с

Дьяволом как творцом мира и человека.

Но культ Цернунна едва ли мог сохраниться до Средних веков. Ни в одном

западноевропейском законе против язычников мы не -находим упоминаний ни о

рогатом боге, ни о каком-либо ином божестве в облике животного. Правда,

языческая традиция ритуального ношения масок и костюмов животных

сохранялась 'и я христианские времена. Святой Кесарий ш Арля ;(ум. 542)

писал, что "некоторые рядятся в шкуры скота", другие: надевают на себя

головы животных, при этом радуясь и ликуя". В том же "VI веке, .но

несколько позднее, городской совет Осера осудил людей, которые 1 января

рядились ;в шкуры быков и оленей. Архиепископ Кен-терберийский Теодор

(668-690) порицал разнообразные пережитки язычества, заодно осуждая

злодеев, гадателей, отравителей и "всех, ;кто расхаживает первого января

подвидом оленей или быков, т. е. обращается в дикого зверя, и рядится