и "Светлым" богами (ср. мотив борьбы
Дьявола с Богом). В Дельфах Диониса считали властителем зимних месяцев и,
по-видимому, ассоциировали его с "ночным солнцем", или "черным солнцем", -
предводителем звезд; в этом качестве он являлся антиподом светлого
солнечного бога Аполлона, который правил летними месяцами года. Как и все
прочие боги плодородия и растительности, Дионис был связан с подземным
миром (ведь деревья и травы растут из-под земли). Кроме того, в его свиту
входили сатиры - похотливые .козлоногие божества, сходные .с еврейскими
шеирим.
Предводителем сатиров был также Паи, которому поклонялись по всей Греции.
Его изображали в виде получеловека - полукозла; он также считался
похотливым и почитался как бог плодородия. Пан играл на тростниковой
флейте; а ведьмы из Луатье утверждали, что танцевали на шабашах под
пронзительные звуки флейты, на которой играл сам Дьявол.
Согласно теории Маргарет Мюррей, Дьявол принимает облик козла и других
животных по. той причине, что он - не кто иной как языческий "рогатый бог"
народов Западной Европы. Таким общеевропейским "рогатым богом" Мюррей
считает галльского бога-оленя Цернуина. К сожалению, сведений о Цернунне о
его культе сохранилось слишком мало. Известно, что 'он был богом
плодородия и подземного :мира. Иногда .он изображался трехглавым, как
Геката, и ассоциировался со змеем, как христианский Дьявол. Юлий Цезарь
писал, что галлы считали себя потомками Диспатера - римского бога
подземного мира. Галльское имя этого божества Цезарь не приводит, но если
это и впрямь был Цернунн, то можно говорить об определенном сходстве его с
Дьяволом как творцом мира и человека.
Но культ Цернунна едва ли мог сохраниться до Средних веков. Ни в одном
западноевропейском законе против язычников мы не -находим упоминаний ни о
рогатом боге, ни о каком-либо ином божестве в облике животного. Правда,
языческая традиция ритуального ношения масок и костюмов животных
сохранялась 'и я христианские времена. Святой Кесарий ш Арля ;(ум. 542)
писал, что "некоторые рядятся в шкуры скота", другие: надевают на себя
головы животных, при этом радуясь и ликуя". В том же "VI веке, .но
несколько позднее, городской совет Осера осудил людей, которые 1 января
рядились ;в шкуры быков и оленей. Архиепископ Кен-терберийский Теодор
(668-690) порицал разнообразные пережитки язычества, заодно осуждая
злодеев, гадателей, отравителей и "всех, ;кто расхаживает первого января
подвидом оленей или быков, т. е. обращается в дикого зверя, и рядится