Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

в

шкуры скота, и надевает на себя головы животных... ибо сие есть бесовство

*".

Маскарады таково рода устраиваю по сей день, но это не означает, что

сохранился языческий; культ.. В Англии до сих пор проводят рождественские:

пантомимы,. участники которых рядятся: в. костюмы животных; однако

говорить о поклонении языческому богу здесь было бы; столь же неуместно,

как, скажем, обвинять в идолопоклонстве американских детей, которые

надевают маски чудовищ на праздник Хэллоуин. Кроме того, на 1 января не

приходился ни один из ведьмовских праздников. И все же традиция ряжения в

костюмы животных, в свое время могла повлиять на ведьмовские ритуалы.

Иногда маски,, головы и шкуры животных косили на шабашах все участники, а

не только председатель, хотя Б! большинстве случаев ведьмы являлись на

сборища либо в обычной одежде, либо обнаженными.

По-видимому, следует говорить не о сохранении культа

какого-либоконкретного божества - Цернуина, Диониса, Пана или иного

языческого бога, - а о сохранении идеи. Ведьмы и ведьмаки, которые

одновременно, являлись и чародеями, и дьяволопоклонниками, разделяли

магические и языческие представления о ценности. животного начала в"

человеке. Буйные пляски и оргиастические ритуалы в честь бога-животного

служили, очевидно, для высвобождения этого животного начала. Теория магии

гласит, что это - важнейший шаг на пути обретению целостности, к

превращению человека в божество; и эта же идея отражена в гностических и-

еретических учениях, согласно которым необходимое условие спасения -

испытать все возможные на земле состояния и ощущения. Возможно, ведьмы

верили, что достигают божественного состояния во: время оргии на шабаше w,

главным образом, во время сексуального контакта с богом" который зачастую

являлся в облике животного и совокуплялся: с женщинами. с тыла, как

животные.

Сексуальной оргии часто, предшествовали; экстатически(r) пляски:. Обычно

ведьмы танцевали в хороводе, двигаясь при этом против! часовой стрелки - в

сторону зла. Испанский автор Петр Вальдерама сообщает, что ведьмы; плясал"

"на диковинный лад: повернувшись спинами' друг к другу и держась за руки,

они приседали и подпрыгивали, вертелись и трясли головой, как безумные".

Мартин дель Рио приводит сходное описание: ведьмы танцевали парами, спина

к спине, держались при этом за руки и изо всех сил трясли головами. Танец

спиной к спине в Средние века считался непристойным, так как являлся

нарушением условностей.

Во время самой оргии ведьмы и ведьмаки