шкуры скота, и надевает на себя головы животных... ибо сие есть бесовство
*".Маскарады таково рода устраиваю по сей день, но это не означает, что
сохранился языческий; культ.. В Англии до сих пор проводят рождественские:
пантомимы,. участники которых рядятся: в. костюмы животных; однако
говорить о поклонении языческому богу здесь было бы; столь же неуместно,
как, скажем, обвинять в идолопоклонстве американских детей, которые
надевают маски чудовищ на праздник Хэллоуин. Кроме того, на 1 января не
приходился ни один из ведьмовских праздников. И все же традиция ряжения в
костюмы животных, в свое время могла повлиять на ведьмовские ритуалы.
Иногда маски,, головы и шкуры животных косили на шабашах все участники, а
не только председатель, хотя Б! большинстве случаев ведьмы являлись на
сборища либо в обычной одежде, либо обнаженными.
По-видимому, следует говорить не о сохранении культа
какого-либоконкретного божества - Цернуина, Диониса, Пана или иного
языческого бога, - а о сохранении идеи. Ведьмы и ведьмаки, которые
одновременно, являлись и чародеями, и дьяволопоклонниками, разделяли
магические и языческие представления о ценности. животного начала в"
человеке. Буйные пляски и оргиастические ритуалы в честь бога-животного
служили, очевидно, для высвобождения этого животного начала. Теория магии
гласит, что это - важнейший шаг на пути обретению целостности, к
превращению человека в божество; и эта же идея отражена в гностических и-
еретических учениях, согласно которым необходимое условие спасения -
испытать все возможные на земле состояния и ощущения. Возможно, ведьмы
верили, что достигают божественного состояния во: время оргии на шабаше w,
главным образом, во время сексуального контакта с богом" который зачастую
являлся в облике животного и совокуплялся: с женщинами. с тыла, как
животные.
Сексуальной оргии часто, предшествовали; экстатически(r) пляски:. Обычно
ведьмы танцевали в хороводе, двигаясь при этом против! часовой стрелки - в
сторону зла. Испанский автор Петр Вальдерама сообщает, что ведьмы; плясал"
"на диковинный лад: повернувшись спинами' друг к другу и держась за руки,
они приседали и подпрыгивали, вертелись и трясли головой, как безумные".
Мартин дель Рио приводит сходное описание: ведьмы танцевали парами, спина
к спине, держались при этом за руки и изо всех сил трясли головами. Танец
спиной к спине в Средние века считался непристойным, так как являлся
нарушением условностей.
Во время самой оргии ведьмы и ведьмаки