от него будет весьма нелегко.
В августе 1677 года в полицию доставили баварского. художника по имени
Кристоф Хайцман. Он бился в конвульсиях и умолял отправить его в
находившееся неподалеку святилище Девы Марии. Девятью годами ранее он
заключил договор с Сатаной, подписав его кровью из ладони правой руки.
Теперь срок договора истекал, а несчастный художник в ужасе ждал, что
Сатана с минуты на минуту явится и утащит его в ад. Полицейские поверили
Хайцману и доставили его & святилище. Проведя в покаянных молитвах три дня
и три ночи, Хайцман удостоился видения. Он узрел саму Деву Марию, которая
принудила Дьявола к повиновению и заставила отдать ей договор, где
значилось следующее: "Кристоф Хайцман. Продаю себя Сатане с тем, чтобы на
девятый год стать плотью от плоти его и принадлежать ему телом и душой *".
Спустя сто с лишним лет, в 17851 оду, в Гамбурге колесовали двух женщин
за убийство некоего еврея. А убили они его для того, чтобы взять его кровь
и подписать. ею договор с Дьяволом. В 1929 году Морис Гарсон - юрист,
писатель и специалист в области черной магии, - выступая с лекциями в
Париже, сообщил, что был свидетелем того, как некий колдун призывал Сатану
в лесу близ Фонтенбло. Спрятавшись за деревом. Гарсон увидел, как чародей
начертил на земле магический круг и ровно в полночь приступил к ритуалу.
Две черные свечи горели тусклым голубым пламенем; от серебряной кадильницы
поднимался дым возжигаемых благовоний. Маг обошел круг против часовой
стрелки, нараспев читая заклинания, а в кульминационный момент церемонии
предложил Дьяволу подписанный кровью договор. В уплату за услуги он
пообещал предать Сатане свою душу, а также поклялся, что за каждое
удовлетворенное желание будет находить ему нового слугу. Но Дьявол так и
не появился - "без сомнения", как полагает Монтегю Саммерс, из-за того,
что за церемонией наблюдал профан *.
Идея договора с дьяволом возникла, по-видимому, под влиянием
раннехристианских представлений о том, что чародеи способны творить чудеса
лишь в том случае, если заручатся помощью сверхъестественных существ.
Поскольку черный маг рассчитывать на помощь Бога явно не мог, то ему
оставалось полагаться только на Дьявола. Намеки на возможность заключения
формального договора с адскими силами содержатся уже в трудах Оригена (ум.
254 г. и. э.), но первый мощный стимул развитию подобных поверий дал
Августин Блаженный, утверждавший, что все чародеи, астрологи и прочие
любители магии находятся в союзе с демонами. Он осуждал