"все искусства
этого рода... произрастающие из тлетворной связи людей с демонами, словно
из союза дружбы лживой и бесчестной **". Библейское обоснование
возможности такого союза находили в 15-м стихе 28-й главы Книги пророка
Исайи. В оригинале этот стих не имел никакого отношения к договору с
Дьяволом, но версия Вульгаты предполагала именно такое толкование:
"...pemcurum foedus cum morte et cum inferno fecimus paetmn" ("...мы
заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор" *).
Постепенно стали появляться рассказы о людях, которым якобы удалось
заключить с Дьяволом формальный договор. Одной из самых популярных легенд
такого рода была история о Теофиле Киликийском, датируемая VI веком н. э.
Теофил был праведным христианином и служил в местной церкви; однако у него
нашлись враги, подговорившие епископа лишить его должности. Желая вернуть
свои привилегии, Теофил обратился за помощью к магу-еврею, и тот ночью
привел его на перекресток. Там уже собрались некие зловещие на вид
существа (похожие на призраков и демонов, сопровождавших по ночам Гекату
или Диану). Они были облачены в белые одеяния, держали в руках зажженные
свечи и издавали громкие вопли. Их предводитель, восседавший среди них на
троне, пообещал помочь Теофилу при условии, что тот отречется от
христианской веры. Теофил согласился. Он написал на пергаменте: "Отрекаюсь
от Христа и Богоматери", - и запечатал документ своим перстнем. На
следующий же день его восстановили в должности, но в ужасе от содеянного
он взмолился Деве Марии. Она явилась Теофилу в видении и, упрекнув
священника за проступок, все же смилостивилась и вернула ему договор.
К XIII веку эта легенда пополнилась новыми деталями. Стали рассказывать,
что Теофил пообещал предаться Дьяволу душой и телом и вместе с ним вечно
претерпевать адские муки. Он подписал договор собственной кровью, и Дьявол
также скрепил документ своей подписью. Текст этой подписи фигурировал в
средневековом миракле "Чудо о Теофиле": "Каждому, кто прочтет это письмо,
да будет известно от меня, Сатаны, что участь Теофила и впрямь изменена и
что он принес мне клятву верности ради того, чтобы вновь обрести свои
владения, и перстнем со своего пальца он запечатал это письмо, и
собственной кровью написал его, и не было здесь использовано никаких иных
чернил **".
Один из сохранившихся до наших дней договоров такого рода был составлен,
как предполагают, луденским священником Урбаном Грандье, который под
пыткой признался в том, что околдовывал монахинь и превращал