формулировка, необходимая для таинства
причастия", будет по-прежнему произноситься только на латыни.
Оккультное значение мессы усиливалось тем фактом, что сами католики
издавна использовали ее в различных магических целях. В "Сакраментарии
Геласия", где содержатся римские документы приблизительно VI века н.э.,
можно обнаружить разнообразные литургические тексты, которые якобы
помогали установить хорошую погоду, вызвать дождь, зачать ребенка,
защитить путешественника, охранить скот от болезней, вылечить человека или
препоручить умирающего милосердию Божьему. В 858 году Папа Николай I
осудил применение так называемой "мессы правосудия", которая
использовалась для того, чтобы уличить или оправдать человека, обвиненного
в преступлении. Священник причащал обвиняемого, говоря при этом: "Пусть
эти Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа докажут ныне, невинен ты
или виновен". В Средние века повсеместно бытовал обычай служить мессы над
скотом, сельскохозяйственными инструментами и рыбацкими лодками (в
некоторых местностях эта традиция сохранилась и по сей день).
Поверья, связанные с мессой и с предметами, использовавшимися в ходе
мессы (в особенности- освященных просфор, символизировавших плоть
Христову), иногда приводили к совершенно абсурдным ситуациям. В XVI веке
демонолог Иоганн Вейер поведал о том, как некий немецкий священник служил
мессу, используя вместо алтаря живот молодой монахини, которую пытался
исцелить от одержимости. Один монах-доминиканец изгонял демона из маленькой
девочки, прикладывая к ее горлу сосуд с освященными просфорами, а также
пытался изгнать беса из одержимой коровы, закопав на пастбище лоскут от
одеяния, в котором священник служил мессу. Вейер также описал
распространенный в XVI веке метод поимки вампира. Во время чьих-либо
похорон, когда будут засыпать могилу, следует взять немного земли из первых
трех лопат. Эту землю должен освятить священник во время мессы.
Затем ее нужно насыпать перед порогом церкви. Вампир не сможет выйти из
церкви, так как ему не удастся переступить через эту освященную границу.
Обряды и обычаи такого рода подразумевали, что в мессе заключена некая
магическая сила, которую можно использовать в самых разнообразных целях.
Вера в это подкреплялась утверждениями католиков о том, что священник
может эффективно служить мессу, даже если он не безгрешен (ведь текст
освящения он произносит не от собственного лица, а от имени Христа!).
Оказывалось, что эта церемония