сложные магические знаки и прочтя псалмы, маг
служит еще одну заупокойную мессу, в ходе которой перечисляет семьдесят
два великих имени силы, после чего наконец приступает к заклинанию духов,
призывая их явиться и предстать перед ним *. Смесь элементов христианской
традиции с колдовскими приемами в этом ритуале кажется довольно странной,
однако для автора гримуара все подготовительные этапы церемонии
представляли собой просто источники силы, к которым можно было обращаться
для любой цели.
Месса и хлеб причастия использовались в самых разнообразных колдовских
обрядах. Священникам регулярно напоминали о том, что просфоры, вино и
священные сосуды следует хранить в надежном месте под замком, дабы их не
украли для проведения магических ритуалов или изготовления колдовских
зелий. Но несмотря на все предосторожности, просфоры постоянно воровали -
и продолжают воровать по сей день. В "Молоте ведьм" говорится, что ведьмы
"для изготовления своих колдовских орудий пользуются Святыми Дарами, либо
священными сосудами Причастия, либо иными предметами, посвященными Богу",
и что иногда они "помещают восковую куклу под Алтарный Покров, либо
протягивают нить через Священный Елей, либо используют подобным образом
иной освященный предмет". Магическая сила, заключенная в священных
предметах, могла также высвобождаться при их осквернении. "Находятся и
такие, кто ради своих злодейских чар и заговоров бьет и пронзает ножом
Распятие и изрыгает грязнейшие слова против Чистоты Преславной Девы Марии,
возводя сквернейшую: клевету на Рождество Спасителя Нашего из Ее
непорочного чрева **". .Извращенное возбуждение, в которое приходил
чародей, совершающий акт богохульства, порождало дополнительный поток
магической энергии, а потому святотатство стало одним из неотъемлемых
элементов черной мессы.
Поскольку было известно, что мессу иногда используют в целях черной
магии, то резонно было предположить, что ведьмы и колдуны превращали ее из
божественной литургии в дьявольскую; не исключено, что так оно и было. В
1594 году во Франции некая ведьма описала на суде мессу, которую служили на
шабаше в канун Ивана Купалы. В поле собралось около шестидесяти человек.
Священник был в черной ризе без креста; ему помогали две женщины.
Произнеся слова освящения, он вознес вместо гостии кусок репы, окрашенный
в черный цвет, и воскликнул: "Господин, помоги нам!" Луи Жофриди (который
впоследствии был удавлен и сожжен за то, что околдовал Мадлен де Демандоль
и