еще одну монахиню из Экса) в 1611 году признался, что в роли Князя
Шабаша, наместника Люцифера, служил мессу на шабаше и кропил ведьм
освященным вином, а те в ответ восклицали: "Sanguis eius super nos et
filios nostrosi" ("Да падет его кровь на нас и на детей наших!").
Ходили сказки о дьявольских мессах, на которых раздавали черные просфоры
и вино из черного потира, а в момент освящения святых даров звучали
издевательские возгласы: "Вельзевул! Вельзевул!" Вместо вина могли
использовать воду или мочу. Просфоры были треугольные или шестиугольные,
обычно- черные, но иногда- кроваво-красные. Священник был облачен в ризу
(литургическую верхнюю одежду без рукавов), которая могла быть коричневого
цвета с вышивкой, изображающей свинью и обнаженную женщину; или ярко-алого
с зеленой вставкой, на которой изображались медведь и ласка, пожирающая
гостию; или темно-красного с треугольником на спине, внутри которого был
вышит черный козел с серебряными рогами. В некоторых случаях мессу служил
сам Козел - председатель шабаша, читая при этом по служебнику с красными,
белыми и черными страницами и переплетом из волчьей шкуры.
Согласно Пьеру де Ланкру, Дьявол служил мессу, пропуская "Conflteor"
(исповедальную молитву) и все "аллилуйя". Он неразборчиво бормотал слова
мессы до тех пор, пока не доходил до проскомидии- части литургии, в
которой священник принимает пожертвования. Участники сатанинской мессы
вручали Дьяволу хлеб, яйца и деньги. Затем он читал проповедь, после чего
возносил черную гостию, на которой вместо символа Христова был дьявольский
знак. Он говорил: "Сие есть тело мое", - и поднимал просфору на одном из
своих рогов. В ответ раздавались возгласы: "Aquerra Goity, Aquerra Beyty,
Aquerra Gutty, Aquerra Beyty" ("Козел наверху. Козел внизу; Козел наверху,
Козел внизу"), Все участники мессы становились перед алтарем, выстраиваясь
в крест или в полукруг, и простирались ниц. Затем каждому давали
проглотить кусок просфоры и "две пригрошни адского зелья и варева, столь
отвратительного на вкус и на запах, что проглотить его было нелегко, и
столь холодного, что у них леденели внутренности". После этого Дьявол
совокуплялся с ведьмами, и начиналась буйная оргия *.
Очевидно, что ведьмовская месса не просто представляла собой пародию на
христианскую литургию, но и являлась частью культа Дьявола. Черная
просфора с дьявольским знаком мистическим образом преображалась в плоть
Дьявола ("Сие есть тело мое"), и когда Дьявол возносил эту просфору,
участники мессы громко славили его. Ведьмы сохранили старинный