обещал спасти человечество, но не спас; который
обещался явиться в славе, во не явился; который обещал заступиться за
людей перед Отцом, но не заступился. Докр возглашает, что своей властью
священника он сейчас принудит этого беспомощного Царя и трусливого Бога
снизойти в просфору, а затем накажет его, осквернив его тело.
Слушатели корчатся и истерически визжат. Докр освящает просфору и
оскверняет ее семяизвержением, а затем швыряет на пол. Сатанисты хватают
ее, рыча, разрывают на куски и жуют. Потрясенный Дюрталь увидел, как Докр,
"исходя яростью, жевал освященные просфоры, затем выплевывал их, хлестал
ими свое тело и раздавал их женщинам, а те, завывая, принимались топтать
их ногами и, пытаясь добраться до гостии и надругаться над нею,
спотыкались и падали друг на друга". Затем качалась отвратительная оргия;
Дюрталю стал" дурно, и он незаметно ускользнул.
В этом описании отчетливо выразилось типичное для сатанистов (а также
встречающееся в ведьмовских культах) убеждение в том, что Христос - это
ложный бог, сбежавший на небеса и пребывающий там в безопасности и
блаженстве, ничуть не заботясь о человечестве. Это представление связано с
древним гностическим учением о том, что Бог далек от людей, а земной мир
находит" под властью Дьявола. Христианство - лживая, мошенническая
религия, а церкви-торговцы шарлатанским снадобьем.
Прототипом каноника Докра послужил отец Луи Ван Хакке, капеллан церкви
Крови Христовой в Брюгге. Гюисманс считал, что Ван Хакке - сатанист и что
он заманивает в свои сети молодых людей, совращает их и. посвящает в тайны
черной магии. Ходили слухи, что этот капеллан вытатуировал на подошвах
кресты, чтобы постоянно попирать ногами символ Христа. По ночам его мучили
кошмары; он вскакивал с постели, зажигал все светильники в доме, изрыгал
дьявольские проклятия и учинял чудовищное надругательство над освященными
просфорами. Аббат Буллен, которого Гюисманс обожал, также фигурирует в
романе "Там, внизу"; он послужил прототипом гораздо более симпатичного
персонажа - доктора Иоганна.
Черная месса чаще встречается на страницах мистических триллеров, чем в
реальной жизни, однако время от времени попадаются и документальные
свидетельства подобных ритуалов. В 1889 году газета "Ле Матен" опубликовала
рассказ некоего журналиста, который сперва написал статью, ставившую под
сомнение реальность черных месс, но затем получил приглашение на одну из
таких церемоний. К месту сатанистского сборища его доставили с завязанными
глазами.