знание должно дать
ответы на все вопросы. Но для этого необходим разум, рассудок. Начав с
отказа от рационального рассуждения о Боге, каббалисты приходят к мысли,
что знание Бога невозможно ни понять, ни передать другим без помощи
рассудка. То, что является совершенно иррациональным и беспорядочным,
непостижимо и необъяснимо, и, вопреки первоначальному отказу от рассудка,
каббалист в своей жажде познания приходит к жестко рациональной схеме Бога
и мира.
1. СИЯЮЩИЕ СВЕТЫ
В этой книге говорится о Сефирот и Путях, о Духах и Заклинаниях, о Богах,
Сферах, Планах и многих других предметах, которые могут существовать, а
могут и не существовать. Неважно, существуют они или нет. Определенные
действия влекут за собой определенные результаты; однако настоятельно
предостерегаем ученика от всяких попыток приписывать этим результатам
какую-либо объективную реальность или философскую значимость. Алистер
Кроули. Магия - в теории или практике
Каббалисты, как и гностики, стремятся ответить на вопросы, с которыми
сталкивается любой религиозный мыслитель. Если Бог благ, то почему в мире,
сотворенном Богом, существует зло? Если Бог милосерден, то почему жизнь
полна страданий и боли? Если Бог вечен и не ведает границ, то в чем
состоит связь между Богом и конечным, ограниченным в пространстве и во
времени миром? Бог по определению непостижим, ибо безграничен, а быть
постижимым означает быть ограниченным; но как же тогда человек может
познать Бога? На эти вопросы Каббала дает два ответа. Первый ответ
заключается в том, что Бог - это сумма всех вещей. Всякая идея внутренне
противоречива, и Бог, будучи суммой всех идей, заключает в себе все
противоречия. Бог одновременно добр и зол, милосерден и жесток,
беспределен и ограничен, непостижим и постижим; все эти противоположности
объединены в великом целом, которое и есть Бог. Второй ответ состоит в
том, что связь между Богом и миром не является непосредственной.
Представим себе, что Бог - это зеркало, отражающее яркий свет. Этот свет
падает на поверхность второго зеркала, которое отражает его в третьем
зеркале, третье - в четвертом, и так далее. Отражаясь от очередного
зеркала, свет теряет частицу своего первоначального чистого блеска, и до
покрытой трещинами и налетом "зеркальной поверхности" нашего конечного,
бренного, пронизанного злом мира доходит лишь тусклый отблеск. Вначале
существовали только Бог и ничто. Затем в ничто проникла эманация Бога
(которую часто описывают как