свет). От нее произошел еще ряд эманации. В
общей сложности их было десять, и в каждой следующей эманации содержалось
все меньше и меньше божественной субстанции. Эти десять эманации называют
сефирот (множественное число от древнееврейского "сефира"), что означает
"счисления" или "категории". В книге "Зогар" характерным для
каббалистических текстов запутанным и парадоксальным языком поясняется:
"Древний из Древних, Непознанный из Непознанных имел форму и не имел
формы. Он имел форму, посредством которой сохраняется мир, и не имел
формы, ибо он непостижим. Сперва приняв форму Когда душа только покидает
Бога и движется к Земле через небесные сферы, по дороге она принимает
свойства каждой из сфер по очереди. Например, в сфере Марса она получает
отвагу и свирепость, а в сфере Венеры - способность любить. Эти качества
постепенно окутывают душу концентрическими слоями, последним из которых
становится физическое тело. В результате душа становится похожей на
луковицу, покрытую несколькими оболочками, уподобляясь луковицеобразному
космосу (только оболочки души располагаются в обратном порядке по
сравнению с космическими оболочками Земли). Когда человек умирает, душа
сбрасывает эти оболочки: сначала - физическое тело, а затем, восходя через
небесные сферы к Богу, - и другие слои, один за другим. В Каббале также
принято учение о нисхождении и восхождении души через космические сферы,
хотя здесь насчитывается не девять сфер, а десять, ибо каббалисты испытали
влияние пифагорейской мысли. Земле тоже соответствует отдельная сфера -
последняя из сефирот. Над ней располагаются семь сефирот, соответствующие
семи планетам, а еще выше - две сефирот, соответствующие сфере неподвижных
звезд и Перводвигателю. Человек соединяется с Богом, поднявшись вверх по
лестнице сефирот и достигнув их источника. Каждую сефиру сторожат ангелы,
принадлежащие к одному из ангельских чинов; эти стражи пытаются остановить
душу в ее восхождении и отправить ее обратно на Землю. Кроме того, в
низших сферах обитает множество злобных существ, подстерегающих
невежественные и беспечные души. Многие каббалисты вели праведную и
безгрешную жизнь, но в жилах каббалистического учения струится языческая
кровь чародейства и магии. Одно из основных положений Каббалы состоит в
том, что смерть не является обязательным условием для восхождения души к
Богу. Душа способна взойти по лестнице сефирот, оставаясь в физическом
теле, и человек может стать земным Богом. Десять